Авдон открыл глаза и некоторое время пытался понять где он находится. Такое иногда случается, когда крепко спишь и разум возвращается в привычную, безопасную среду. В случае с архиепископом, ему казалось, что он должен был быть в своей постели в монастыре.
Но реальность оказалась менее приятной.
Старик вспомнил, что находится в логове людей-ящеров или людей-черепах? Вообщем, и так и так, то ещё событие. Даже на фоне всего происходящего, подобное явление не сразу укладывается в голове.
На удивление, Авдон чувствовал себя бодро. Не чета тому состоянию в котором его сюда доставили. Рана затянулась и этот факт смущал не менее, чем говорящие рептилии.
"Видимо результат выпитого эликсира" - ничем другим Авдон это объяснить не смог.
Теперь, когда самочувствие улучшилось, а мозги прочистились, стоило побеседовать со своими спасителями. Эти, в отличии от людей, готовы пойти на контакт. Только бы не вышло как с гильдией убийц.
Старик потянулся разминая спину и пошел вдоль пещерного коридора.
Сразу стало ясно, что тоннель имеет рукотворную природу, а не естественную. Гладкие стены покрывала легко мерцающая плесень, что придавало месту загадочную атмосферу. Кое-где виднелись углубления с водой, в которые по вырезанным в стенах дорожкам стекали капли конденсата. Архиепископ предположил, что такие ванночки нужны саурянам для поддержания влажности их кожи. Потому как при первой встрече они выглядели так, будто только что вылезли из водоема.
" Эй, есть кто-нибудь!? - Авдон негромко позвал в темноту уходящего тоннеля.- Спасибо, что спасли меня!"
Некоторое время в пещере оставалось тихо, но потом послышался всплеск воды. Из-за высокой акустики, старик не понял откуда разносится шум, да и это было не важно. Странное ощущение умиротворения, заглушало любые тревожные чувства.
- Я здесь господин архиепископ, - позвал голос, прозвучав в голове старика. Раздался короткий стук за спиной.
Авдон обернулся и увидел сидящего на краю “купели” Зур -Джу.
Саурянин специально постукивал посохом-тростью о сталагмит, привлекая внимание старика.
- Как вы себя чувствуете? - бессловно спросила человекоподобная амфибия.
- Спасибо, очень хорошо.
- Настой из крушины, творит чудеса, - Зур-Джа поднялся, протягивая Авдону трехпалую длинную руку.
Пожав ее, архиепископ заметил, что та холодная и влажная.
“Они хладнокровные! - удивился старик. - Как лягушки!”
- Что вы, господин архиепископ, ну какие же мы лягушки? Это все равно, что сравнить вас с приматами.
Авдон осекся и покраснел, совсем забыв, что его спаситель общается телепатически.
Чтобы сгладить неловкий момент, старик переспросил.
- С приматами?
- Вымершие животные, - покачал черепаховидной головой саурянин. - Прекрасные были создания. Прошу вас, следуйте за мной.
Архиепископ, как-то без страха пошел за своим странным спутником и потому сам себе не переставал удивляться. Хотел было поразмыслить над своими “приглушенными” инстинктами, но вовремя спохватился, вспомнив, что саурянин читает мысли. Поэтому Авдон всецело погрузился в созерцание необычных красот в виде мерцающей плесени на зубьях сталактитов и сталагмитов.
Зур-Джа остановился возле ничем не примечательной лужицы и провел над ней своей тростью. Вода запульсировала и от центра к краям начали расползаться волны. Сначала маленькие, а затем все больше и больше, пока не обнажилось дно.
- Идите за мной и ничего не бойтесь, - саурянин шагнул в обнажившееся углубление и ИСЧЕЗ.
Старик вздрогнул от неожиданности и несколько раз осмотрелся вокруг. Немного помедлив, он все же решился последовать за прямоходящей амфибией или рептилией? Авдон так и не смог однозначно определить для себя, к какому виду эти разумные существа ближе всего.
Стоило ему коснуться подошвой дна, как земля ушла из-под ног, переворачивая все перед глазами. И было ли что-то перед глазами? Сплошной поток из мелькающего света, теней и контуров непонятных объектов.
Неизвестно, сколько времени его крутило, но затем все разом прекратилось. Архиепископ стоял на ногах и его поддерживал под руку Зур-Джа. И хорошо, что поддерживал, ибо после подобной карусели, удержать равновесие было проблематично.
- Первый раз всегда так, - приободрил старика саурянин. - Зато в отличие от привычного способа перемещения, так мы сэкономили несколько дней.
Как только у Авдона прояснилось в голове, он увидел, что они стоят на берегу замёрзшего озера.
- Это ведь Чёрное озеро! - удивительно воскликнул архиепископ. - Но как? За несколько секунд преодолеть горный перевал и Великую равнину!
- Я же говорил, у саурян есть свои пути, скрытые от других. Нужно поторапливаться, - Зур-Джа начал быстро спускаться по берегу к замерзшей воде.
Авдон поспешил за ним, подгоняемый скорее жутким холодом, чем просьбой человека-амфибии.
- К сожалению многие регионы Эрилхейма закрыты для нас. Такие низкие температуры губительны для саурян. Да и люди, как я погляжу, без дополнительной защиты долго не продержаться.
Старик, действительно начал быстро замерзать. Вся теплая одежда осталась где-то в песках Мертвой пустоши. А этот земноводный, перекинул их из теплого Долл-Астана прямиком, в продуваемую всеми ветрами, центральную часть страны.
- Не волнуйтесь, мы уже на месте, - Зур-Джа начертил тростью какой-то символ на льду и тот сразу же раскололся, хоть толщина и была больше метра.
Следом, из трещины поднялся столб воды, да так и замер в таком положении, будто это не жидкость, а прозрачная колонна.
- Прошу, - человек-амфибия шагнул в столб воды, оставив снаружи протянутую руку, разумно полагая, что человек с его представлениями о “купании” в зимний период, не согласиться на подобную выходку.
Но архиепископу и так было уже не сладко. За эти пару минут, он достаточно замерз, ведь на нем, с последнего приключения, осталась лишь ряса. Поэтому он лишь секунду промедлил и то, для того чтобы набрать в легкие воздуха, а затем шагнул следом за спутником.
- Вы можете открыть глаза, - послышался голос саурянина. - И дышать здесь тоже можно.
Архиепископ выглянул из-под прищура и обалдел от увиденного. Они будто бы в пузыре, только в продолговатом, спускались вниз под толщу темной воды. Удивительно, но внутри магического подводного коробов держалась та же температура, что и в пещере, из которой недавно телепортировался Авдон.
Сначала было видно и покатое дно и отблески дневного света над головой. Но с каждой секундой мрак становился сильнее и вскоре под ногами была лишь сплошная темнота.
- Как же здесь глубоко! - одновременно испугался и удивился Авдон.
- Поэтому мы и выбрали его в качестве нашего основного укрытия.
- То есть вы все это время жили у нас под носом? - Авдон с любопытством разглядывал проплывающие рядом косяки рыб.- А я ведь в какие только дебри не зализал в поисках исчезнувших цивилизаций.
- Такова наша природа человека,- пожал узкими плечами гуманоид.- Вы ведь даже в обычные дни живёте прошлым или будущим, и очень редко настоящим. Так же с истиной, которая под самым носом, а все ее ищут "где-то там". А жизнь, она ни где-нибудь, а здесь прямо сейчас и другого такого момента уже не будет.
Цилиндрический пузырь достиг дна Черного озера. Зур-Джа пророкотал что-то на своем саурянском и с конца трости сорвался шарик света. Яркий, но мягкий свет открыл невиданные ранее для человека пейзажи озёрного дна. Помимо множества затонувших лодок и суденышек, здесь внизу был весьма разнообразный рельеф. Возвышенности сменялись впадинами, подводные скалы где-то зарытые в ил, "вылазили" через несколько метров словно зубы огромного дракона. И это не считая диковинных рыб, которых Авдон увидел впервые.
- Если Боги будут благосклонны к нам,- начал старик,- если мы победим в этой безумной войне, оставшиеся мне дни, я посвящу путешествию и изучению неисследованных мест!
- Я рад, что нетронутая природа вызывает у вас такие чувства,- Зур-Джа одобрительно кивнул. - Мы почти на месте.
Архиепископ увидел, как дно резко оборвалось, превращаясь в глубокую расщелину со скальными краями. Их "подводный корабль" быстро устремился вниз, так что у Авдона защемило под ложечкой.
Через несколько минут головокружительного падения в бездну, они остановились и старик сквозь мрак разглядел..ГОРОД..!!! Не то чтобы это был город в привычном понимании, но судя по форме прикрепленных к подводным скалам объектов, это вполне могли быть дома!
- Вы все правильно поняли, господин архиепископ,- вновь прочитал мысли старика Зур-Джа.- К большому сожалению все эти коконы пустуют уже несколько сотен лет. Но когда-то сауряне жили здесь и звали это место …,- Человек-амфибия запнулся подбирая слова. - На вечер языке звучало бы как УРБЭ.
- Не очень красивое название, для столь необычного места.
- На человеческом языке трудно передать глубину и смысл многих саурянских названий и явлений. Вот мы и на месте, сказал саурянин, указывая на амфитеатр из колонн.
- Что это за место? - почти шепотом спросил Авдон, чувствуя мощную энергетику подводного сада камней.
- Это аналог ваших библиотек. И мы здесь, чтобы найти ответы на самый главный вопрос.
- Какой же?
- Как выжить в новом мире,- грустно ответил Зур-Джа.
- Я полагаю, вы специально скрыли свои знания в таком труднодоступном для людей месте?
- У нас были весьма веские причины,- серьезно ответил Зур-Джа. - То, что я скажу может показаться странным или даже оскорбительным, но моя цивилизация исчезла из-за вас. Когда люди появились в Эрилхейма, старшие расы приняли вас, наивно полагая, что вы разумные существа. Вскоре мы осознали свою ошибку, но было поздно. Человечество распространилось по всему континенту, параллельно завоевывая и уничтожая коренное население.
- Но почему вы не сопротивлялись? Почему позволили уничтожить вас? - Авдон сокращённо взмахнул руками.
- Мы пытались,- грустно произнес Зур-Джа. - И эльфы, и гномы, и даже дикие племена орков и гоблинов все объединились в борьбе с наступающим РАГНАРЕКОМ!
- Что? - архиепископ не мог поверить своим ушам. - Ты хочешь сказать, мы и есть конец света!?
- Формально, да. Тут ведь вот какое дело,- саурянин расширил магический пузырь так, чтобы тот захватил часть мегалита с вырезанным на нем символами. - Здесь записано все что было и все, что будет. Ещё до того, как вы объявились в Эрилхейма, мой народ знал, что грядет катастрофа. Вот только какое лицо у нашей погибели мы сказать не могли,- Зур-Джа взглянул в глаза старика. - Не принимайте мои слова близко к сердцу, господин архиепископ. Природа человека,к сожалению, неизменна и лишь некоторые из вас обладают гибким сознанием, чтобы противостоять разрушающей жажде доминирования и власти. А знаете почему вы такие?
- Почему? - Авдон задал этот вопрос, но хотел ли он знать на него ответ…?
- Дело в вашем коротком веке, - пояснил саурянин.- В среднем, особи вашего вида, живут семьдесят лет. Добрая половина этого срока уходит на адаптацию к миру, так называемое обучение, которое в итоге даёт весьма посредственные знания о природе вселенной в которой мы обитаем. В основном, ваша система образования направлена лишь на выращивание "рабочей силы" которая будет кормить ваших правителей и их окружение. Вспомните хотя бы лично вашу иерархию в духовенстве. Вот вы были ее главой, а все остальные подчинялись и работали на вас. И вот когда человек осознает, что потратил половину жизни на "пустышку", он пытается "наверстать упущенное", и уже не важно, постигают от его действий окружающие или нет. Ведь он сам оказался жертвой и ради "спасения" готов пойти на все.
- Мы никого и никогда не принуждали становиться монахами и служить церкви!- возмутился Авдон. - Я сам дослужился до своего положения, посвятив этому большую часть своей жизни!
- Конечно,-поднял перепончатые руки саурянин. - Но скажите мне, господин архиепископ, кто бы из ваших подчинённых остался бы, узнав, что Боги общаются с нами напрямую, что не нужны посредники в виде храмов и церквей? И что сила их разума сравнима с могуществом вселенной? Даже Вы, познав закон вселенной, пересмотрели бы свои взгляды на многие вещи.
Архиепископ понимал, о чем говорит его спаситель. Но что толку говорить, когда все уже изменилось. Теперь плоды деятельности человека, сами "нашли" своего создателя и наглядно демонстрируют как не стоило поступать.
- Надеюсь вы привели меня не для того чтобы читать морали?- Авдон и сам все прекрасно понимал. И напоминание о том, что род людской не самый дальновидный и образованный, уже начинало злить. Пусть этот холоднокровный гуманоид и прав, но нельзя же сваливать все грехи человечества на голову одного старика!
- Я упомянул горькую для вас правду, только для того, чтобы Вы, в случае успеха, смогли направить выживших на новый путь развития,- Зур-Джа поднес кончик трости к монолиту. С кривого древку соскользнул светящийся шарик освещая символы на камне. - Эрилхейм не первый раз становится свидетелем конца света. Не один десяток цивилизаций появлялись и исчезали, пока на их смену не пришли люди. Но за прошлые века предтечи собрали достаточно информации о природе этого страшного явления и научились отсрочивать неизбежное,- Человек-амфибия повернул свою черепашью голову в сторону Авдона. - Я открою для Вас эти знания.
- Зур-Джа, ты сказал НЕИЗБЕЖНОЕ, - архиепископ растерянно смотрел на гуманоида.
- Цикл природы невозможно остановить. Все когда-нибудь истлеет и возродиться вновь. Таков уж закон вселенной. Но у вас есть шанс, продлить существование людей ещё на несколько веков.
- Для людей это приличный срок,- облегчённо выдохнул архиепископ. - Что мне нужно знать?
- Придется подождать,- Зур-Джа указал на бесчисленные ряды монолитов протянувшихся далеко вдоль впадины. - Мне понадобиться время, чтобы отыскать нужный. Ведь здесь собраны все прошлое и предсказание о будущем Эрилхейма, - пузырь с сауряниным и человеком плавно поплыл меж рядов с древними надписями.