Вопрос, который был адресован Михаилу Хазину в радио передаче "Экономика".
Локдауны и комендантские часы, совершенно явно практически разваливают туристический бизнес, гостиничный и ресторанный.
А кто эти загадочные бенефициары, которые с этого дела поимеют, так сказать, гешефт? То есть, происходит ли перераспределение собственности этих бизнесов в пользу кого-либо?
И второй вопрос: вот инфляция может ли использоваться как инструмент конкурентной борьбы тех, кто сидит сверху, чтобы их меньше давили те, кто снизу?
Михаил Хазин начал со второго вопроса:
Те, кто контролируют инфляционные процессы, могут их использовать. Но иногда, правда, у них ничего не получается.
Типичный совершенно пример
Это история в России: люди, которые зарабатывают на валютных спекуляциях и “делятся”, как говорят злые языки на основании анализа ситуации с руководством Центрального Банка, они, соответственно, никак не ожидают резкого роста цен.
То есть, в их понимании эти два понятия не связаны. Они же не лезут в экономику. У них абсолютно утилитарный бизнес:
меняем рубли на доллары, доллары на рубли и берём маржу в карман.
И вдруг неожиданно растут цены, растёт уровень социальной напряжённости, недовольство Кремля, недовольство всех остальных. Они говорят:
“Ребята, мы то тут при чём? Мы же ничего такого не делали! Если хотите - мы готовы с вами поделиться”
А им говорят:
“Какое поделиться? Вопрос о власти идёт. Вы тут сейчас революцию устроите”.
Они говорят:
“Да нет, мы не хотели революцию. У нас только бизнес”.
По этой причине вопрос сложный. В большинстве случаев те люди, которые могут влиять на макроэкономические процессы не умеют и не понимают, что такое вообще реальная власть и всякого рода политические процессы.
Даже те, кто теоретически может, ну вот типичный совершенно пример - это банкиры американские.
Они когда создавали все вот эти соцсети - они вовсе не имеют в виду, что это будет такая самодовлеющая машина.
Вот эти люди, которых уже сотни, у них есть своё представление о жизни и они своё представление реализуют. А начальство не в состоянии их заставить. Но это абсолютно типовая история.
А что касается влияния локдауна, на перераспределение собственности, на ликвидацию отраслей - я в среду буду выступать на большой нашей туристической конференции.
Я у них выступал года три тому назад и объяснял, что скоро туристическая отрасль исчезнет в том виде, в котором она существует. Они по этому поводу страшно удивились, но вот сейчас они сказали:
“Михаил Леонидович, поскольку вы единственный, кто нам сказал правду, мы хотим, чтобы вы пришли и рассказали, что будет дальше”.
Так вот, вся проблема состоит в том, что если у вас имеется экономика с дикими структурными перекосами (вот как у нас), то в этой экономике появляются дополнительные отрасли, дополнительные подотрасли, дополнительные предприятия, которые при исчезновении этих структурных диспропорций существовать не могут.
Накачка экономики сейчас закончится. Средний класс исчезнет. И что делать с этими пятизвёздочными отелями - непонятно.
Превратить пятизвёздочный отель в хостел - сложно. Грубо говоря, каждый номер разбивать на три или ставить в каждый номер 6 кроватей.
В общем - непонятно. Потому что, скорее всего, инфраструктура становится слишком дорогая. По этой причине я склонен считать, что их либо будут сносить. Ну, грубо говоря, из 4 останется 1 - в лучшем случае. А, может быть, и меньше.
А что вы думаете по этому поводу?
Подписывайтесь на канал в Дзене