Нас не учат убираться. Вернее мы делаем обычно это, как делали наши мамы и бабушки, особо на задумываясь, насколько это эффективно. Возможно один из шести вариантов уборки по Флай леди вам подойдет больше?
Кризисная уборка для экстренных случаев
Кризисная уборка – это вариант уборки по верхам, когда нужно быстро привести дом в более-менее приличный вид.
По классике, эта уборка должна занимать 2 часа, и делается в 2 круга:
- 1 круг – Кухня, Прихожая и Гостиная. В каждой зоне вы работаете по таймеру по 15 минут. После этого делаете перерыв 15 минут на отдых.
- 2 круг – Кухня, Ванная и туалет, Спальня или Детская. И также 15 минут на отдых.
Обыкновенное ЧУДо (Час Уборки Дома, Weekly Home Blessing).
Следующий вариант уборки, который предлагает система Флай Леди – час уборки дома (в других переводах – час благословения дома, или ЧУДо). Это поверхностная уборка, которая делается по заранее продуманному плану.
Обычно час уборки дома приходится на пятницу, и наша задача сделать поверхностную уборку, освежить весь дом, подготовить его к выходным. На такую уборку мы тратим 1 час.
Общая схема выглядит так: есть семь операций, каждой из этих операций мы уделяем 5-10 минут.
- Поменять постельное белье.
- Собрать все накопившиеся бумаги.
- Пропылесосить или подмести.
- Протереть поверхности от пыли, зеркала, выключатели, ручки двери.
- Протереть полы.
- Выбросить мусор и другой хлам.
Работа по Зонам (zones) вместо генеральной уборки
Этот вид уборки является, по сути, заменой классической генеральной уборки.
Все помещения дома условно делятся на зоны. Месяц – это примерно 4,5 недели, поэтому выделяется 5 зон. Предполагается, что в каждой зоне вы работаете 1 неделю, на работу в зоне тратится 15 минут.
Наша задача при работе по зонам – это тщательная уборка: помыть полы в дальних углах, плинтусы, постирать занавески, помыть люстру и т.д.
Марла Силли предлагает такую разбивку помещений на зоны:
- Прихожая, столовая, веранда.
- Кухня.
- Ванная комната, детская, спальня для гостей.
- Главная спальня, главная ванная.
- Гостиная, общая комната.
Понимаю, у большинства из нас нет такого количества комнат. Но всё же, вдруг кто-то имеет коттедж?
Эта разбивка классическая и сильно упрощенная. Возможно, у вас есть кладовки, балконы и лоджии или крыльцо дома. Такую «неучтенку» просто добавьте к одной из зон. Либо замените ту зону, которой у вас нет (например, детскую или столовую).
Тут требуется немножко подумать, но, если вы хотите действительно «настроить» систему под себя, а не тупо следовать книжным рекомендациям, включать голову придется часто.
Для каждой зоны – свое время уборки. Например, в эту неделю вы занимаетесь только спальней, а на остальные зоны внимания не обращаете. В каждой зоне сначала избавьтесь от всего лишнего, расхламитесь, и только после этого приступайте к уборке.
Что делать, если у нас на самом деле помещений меньше?
Если помещений в доме меньше, вы просто в каждом помещении выделяете несколько зон.
Есть и другой интересный вариант. Можно переходить из одной зоны в другую не раз в неделю, а каждый день. Тогда в понедельник у вас будет рабочей зоной прихожая, во вторник — кухня, в среду — комната детей, в четверг — спальня, а в пятницу — общая комната.
Часто это удобно для тех, кто очень много времени проводит дома, у кого большая семья или маленькие дети. Потому что, если в семье с детьми мы целую неделю приводим в порядок одно помещение, остальные же оказываются в совершенно запущенном состоянии.
Конечно, за один подход вы не сделаете за 15 минут генеральную уборку в зоне. Но если мы каждой зоне уделяем неделю в месяц, то потихонечку каждая зона у нас вычищается. Согласитесь, мыть люстру необязательно каждый месяц – в какой-то месяц помоете, в какой-то месяц не будете.
Рутины (routines)
Следующий вариант уборки – это то, что во Флай Леди в стандартном переводе называется Рутины. Это определенная последовательность действий, которые мы делаем каждый день. Наша задача – довести эти дела до такого автоматизма, чтобы они делалиось как бы сами собой. Когда не нужно задумываться о том, что и за чем делать, происходит волшебство.
Например, я во время Утреннего и Вечернего ритуалов включаю книжку, продумываю завтрашний день или болтаю с мамой по телефону через гарнитуру. И получается, что я разговаривала с мамой 20 минут, отлично провела время, а что делала – я не помню. Но дома в результате чисто.
И когда мы какие-то скучные вещи начинаем делать в таком формате автоматической привычки, они перестают быть скучными, потому что мы их не замечаем. Потому что в это время можно подумать о чем-то своем, послушать музыку, аудиокнигу, поболтать с ребенком, поговорить с подругой по телефону. И тогда эти дела воспринимаются совершенно по-другому.
Горячие точки (Хот-Спот, Hot spot)
У каждого в доме есть места, которые каким-то магическим образом притягивают вещи. Если у вас есть какой-то диван или кресло, которое к себе вещи притягивает, то как только там появляется первая вещь, это значит, что очень скоро это кресло будет просто не видно. Оно будет погребено под вещами.
Если у вас такие места в доме есть и их в каждом помещении по одному, это нормально. Это значит, что вы здесь просто живете. Если у вас таких мест в доме больше, то нужно расхламляться, а потом продумывать организацию пространства. Когда мы работаем с этими горячими точками, наша задача – просто очень быстро их погасить, разобрать вещи, чтобы они не успевали там скапливаться.
Пятиминутка по спасению комнаты (FIVE Minute Room Rescue)
5 минут спасения комнаты – это вариант расхламления сильно заваленного вещами помещения. Например, бывает в доме какая-то кладовка, которая завалена так, что двери не открываются и не закрываются.
Мы делаем такую уборку по таймеру, короткими набегами, когда есть возможность, в идеале 1-2 раза каждый день. Конечно, такой вариант не всем подходит, кому-то проще выделить день и разобрать всё сразу. Но для многих это хороший вариант спасения сильно заваленного помещения.