Два главных мажоритарных акционера "Норильского никеля" начали переговоры о снижении размеров дивидендов в будущем. Скорее всего, договорятся. И это правильно.
Норникель. Чёрная полоса техногенных неудач
Последние два года на Норникеле постоянно что-то ломается, взрывается и падает. Вот хроника самых значительных происшествий.
29 мая 2020 года произошла разгерметизация бака с дизельным топливом на ТЭЦ-3 в Кайеркане. Резервуар принадлежал «дочке» «Норникеля» компании НТЭК. Из резервуара вытекло более 20 тыс. тонн дизельного топлива. Суд приговорил НТЭК к выплате штрафа в 146,18 млрд рублей. Платить будет Норникель.
28 июня 2020 года на отстойнике оборотной воды Талнахской обогатительной фабрике произошел слив оборотной воды через границу отстойника.
20 февраля 2021 года на Норильской обогатительной фабрике "Норникеля" произошло обрушение здания пункта перегрузки руды и примыкающей к нему галереи дробильного цеха, находившиеся на реконструкции. Есть погибший и раненные.
24 февраля 2021 года "Норникель" объявил о частичной приостановке работы рудников Октябрьский и Таймырский в Норильске из-за подтопления.
Понятно, что на глаза широкой публике попадают только масштабные происшествия, те которые не получается по быстрому "замазать".
Но на каждое крупное происшествие приходится десяток средних, сотни мелких поломок и тысячи малозначительных нарушений техники безопасности на местах - в шахтах, в цехах, в гаражах.
Очевидно, что оборудование на Норникеле уже порядком износилось. И что его плохо обслуживают. Рабочие видят такое отношение компании к железу, и тоже наплевательски относятся к соблюдению правил эксплуатации техники и сооружений. Вот поэтому всё и сыпется.
Удивительно, что компания ухитряется ещё год от года платить щедрые дивиденды.
Норникель. Выпотрошить дойную корову
В Норникеле всем командуют два ключевых акционера Владимир Потанина и Олега Дерипаска. Между ними сложные отношения.
Когда-то Потанин вместе с олигархом Прохоровым благополучно руководили Норникелем. Но Прохоров продал свои акции алюминиевому королю Дерипаске. Дерипаска купил акции с утилитарной целью - получить по ним максимальное количество дивидендов.
Дерипаска сразу начал "выкручивать руки" Потанину, требовал как можно больше денег. Судились-рядились долго. В 2012 году договорились что до 2023 году Норникель будет платить "ломовые" дивиденды, которые надо рассчитывать по особой формуле.
И вот Вам результат. Деньги, которые предназначались на ремонт и модернизацию оборудования, благополучно пошли на дивиденды и в карман акционерам. Отсюда и череда аварий и катастроф на Норникеле. Компания оказалась недоинвестированной.
Когда-то компания была хорошей "дойной коровой". Но алчные акционеры принялись безжалостно её потрошить, чтобы выдоить насухо и благополучно продать.
Но теперь, похоже, планы у них переменились. Начались переговоры в духе, мол, давайте не будем больше потрошить, а будем работать и доить по старинке.
Норникель. Слишком щедрые дивиденды
Норникель за 2020 год уже выплатил промежуточные дивиденды в объеме 1,2 млрд долл. (623 руб. на акцию) и согласно текущей дивидендной формуле должен направить на выплаты еще 3,4 млрд. долл.
Но в 2021 г. капитальные затраты "Норникеля" должны составить 3-3,4 млрд долл., а в 2022-2025 гг. - ещё 3,5-4 млрд долл. Если такие инвестиции не сделать, то вся производственная цепочка Норникеля попросту встанет.
Вот и приходится выбирать между дивидендами и инвестициями.
Норникель способен зарабатывать.
Но по текущей дивидендной формуле, о которой договорились Дерипаска с Потаниным
компания должна будет ежегодно выдавать прибыль акционерам, а не вкладывать в производство. А если денег будет не хватать, то Норникель должен брать в долг и раздавать их акционерам. Эта схема убийственная для компании. За несколько лет оборудование окончательно развалится. На компании повиснут огромные долги.
И компания уже не первый год движется по этому пагубному пути.
Норникель. Реанимация
В 2012 году, когда Олег Дерипаска влез в бизнес Норникеля, то он уже владел алюминиевой компанией Русал. У Русала на тот момент были серьёзные проблемы. Чистый долг превышал 10 млрд долл. От банкротства компанию спасли только высокие дивиденды от Норникеля. Много лет Норникель платил щедро. Этих денег Русалу хватило, чтобы отойти от края пропасти. На конец 2020 г. чистый долг "РУСАЛа" снизился до 5,7 млрд долл. Опять же, ценовая конъюнктура на рынке алюминия позволяет Русалу без больших затруднений обслуживать этот долг. И даже появилась надежда, что он возобновит выплату дивидендов.
Владимир Потанин справедливо рассудил, что раз у Русала ситуация выравнивается, то нет никакого смысла добивать Норильский Никель. А надо Норникель спасать. Олег Дерипаска, как бизнесмен должен понимать, что лучше владеть двумя прибыльными компаниями, чем одной прибыльной и одной полудохлой.
А всего-то и надо, что снизить дивиденды от Норникеля и начать масштабную реконструкцию и инвестиционную программу.
Норникель. Взгляд в будущее
Я, конечно, сгустил краски, когда назвал Норникель полудохлой компанией. Она просто слегка заболела. Но работает успешно и даже зарабатывает прибыль.
Компании надо благоразумно расходовать прибыль. И тогда всё будет хорошо. На основную продукцию компании спрос будет всегда. Это Никель, платина, палладий, медь.
Владимир Потанин всё хорошо понимает. И предлагает в будущем платить более низкие дивиденды. Тратить на дивиденды 50-60% той прибыли, которая останется после всех инвестиционных расходов.
Такой уровень выплат предполагает дивидендную доходность акций Норильского никеля в диапазоне 5-7%.
Здесь Владимир Потанин гадает на кофейной гуще.
Но обещает красиво.
Олег Дерипаска будет торговаться. Скорее всего, стороны сойдутся на более высокой доле распределяемой прибыли.
Переговоры начались. Это означает, что компанию не бросают на произвол судьбы, как загнанную лошадь, что её реанимацией занимаются очень серьёзные люди.
И я надеюсь, что она перестанет платить пугающе высокие дивиденды, и перестанет поливать нефтепродуктами матушку-природу.
окончательное решение по уменьшению дивидендов будет озвучено 29 марта 2021 года
Пусть платит немного, но стабильно. Мне, как долгосрочному инвестору больше ничего от компании не надо.