Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Кто такие пуритане? Как они устроили в Англии религиозный хаос

Пока на континенте догорали всполохи Тридцатилетней войны, которая наконец-то разрешит уже всем поднадоевший католико-протестантский вопрос, в Англии творились странные дела. Началось всё конечно же с денег – они нужны были королю Карлу I, но Парламент не хотел их ему выдавать. А закончилось всё жесточайшей гражданской войной, где мотивы социальные, политические и экономические были крепко перемешаны с мотивами религиозными: попроси вы, например, пуританина-индепендиста отделить его социальные требования от религиозных, то ввели бы его в длительный ступор. А потому роялисты-англикане и парламентаристы-пуритане выпиливали друг дружку не только за неправильную политическую ориентацию, но и за то, что они неправильно верят во Христа. Общей чертой пуритан было неприятие как таковой церковной структуры, которую они считали диктатом ничуть не лучшим папистского (хехе, что логично, так как англиканская церковь полностью сохранила всю структуру католической церкви Англии). А потому, когда революция победила, торжествующие пуритане расформировали церковь Англии, после чего в религиозной жизни страны наступил сущий кавардак.

Внезапно выяснилось, что среди пуритан нет ни религиозного, ни политического единства. В то время, как индепендисты готовы были довольствоваться переделом земли, их коллеги левеллеры требовали не много не мало – равенства прав всех жителей Англии (а менее модные диггеры и вовсе требовали перехода к коммунизму). Такие требования хорошо ложились на чаяния простых людей, а потому левеллеры стремительно набирали популярность. В 1649 году парламент, почуяв, что пахнет жареным, движение левеллеров разгромил. Как значимая политическая сила левеллеры перестали существовать, но не как сила религиозная. Парламент сам себе оказал медвежью услугу, так как движение левеллеров развалилось на десятки более мелких ничуть не менее упорных и куда более упоротых сект, каждая из которых находилась в религиозно обоснованной политической оппозиции к правительству. А так как никакой единой церкви и, соответственно, единой церковной политики не было, то никто остановить их распространение не мог, и секты левеллерского толка продолжили цвести и пахнуть.

Все секты постлевеллеровского периода имели один корень – это неприятие нынешней власти, отрицание каких-либо церковных структур и стремление к новому, более справедливому обществу. И если какие-нибудь квакеры, считавшие ошибкой левеллеров попытки в насилие, призывали к миролюбию и пацифизму, как пути к достижению светлого будущего. То были и совсем отмороженные сектанты, типа милленариев. Эти господа считали, что вообще-то у нас тут последние времена наступают – скоро Христос второй раз на землю спустится, Антихрист (текущее английское правительство, не спрашивайте почему) будет низвергнут, и наступит «тысячелетнее царство Христово», где всем будет хорошо. Особой упоротостью из милленариев отличались сторонники «Пятой монархии». Они прочитали книгу пророка Даниила (ту самую, в которой древние евреи каждый раз находили обоснование, что вот сейчас пора восставать и восстанавливать Израиль, и что характерно, ни одно восстание удачно не закончилось), а там сказано, что четыре царства падут, после чего власть возьмёт Христос. Вот становления этой самой пятой монархии они и добивались всеми силами. Как они насчитали 4 царства, почему не заинтересовались, что Даниил имел в виду конкретные Иудейские царства, а Англия на Израиль даже в первом приближении не похожа – загадка велика сие есть.

Тем не менее милленарии стали последовательными противниками режима. В июле 1656 г. между различными группировками милленариев даже было заключено соглашение: признано «необходимым и без дальнейших проволочек поднять меч для разрушения Вавилона… и упразднения всех королей». В восстание решили привлечь сторонников парламентаризма (Кромвель к тому моменту установил типичную диктатуру), но попытка договориться об общих планах закончилась феерическим провалом: в то время, как парламентаристы собирались вернуть после восстания порядки, бывшие до возвышения Кромвеля, у милленариев никаких конструктивных предложений не было вообще. Оно и понятно, ведь цель движения была свергнуть власть, а потом придёт Христос и всё разрулит. Парламентаристы покрутили у виска и решили из заговора выйти, а может быть, и сдать явно ненормальных правительству, так как уже через год многих из участников заговора поймают и казнят.

Но если вы думаете, что милленарии это шиза, то предлагаю обратить внимание на второе крыло религиозной оппозиции в послереволюционной Англии – рантеров. Эти господа были чем-то средним между квакерами и милленариями – они также не признавали правительство легитимным, но при этом активной борьбы с ним тоже не вели, избрав иной путь.

Если Бог создал всё сущее, то значит в каждом человеке есть частичка божественного. А значит и всё, что свойственно человеку – не грех, ежели делается с чистыми помыслами.

Логично? Логично. Особенно если тебе это втирают в пабе за кружкой-другой доброго эля - а именно в пабах в основном и работали проповедники-рантеры. Рантеры отрицали всё, что связано со старым «консервативным» и диктаторским укладом: государство, законы, нормы морали и веры. Показное похабное поведение, распевание прежде запрещённых кощунственных песен – всё это было частью воззрений рантеров. Правда, кроме отрицания, были и идеи переустройства общества и построения чего-то, сильно напоминающего коммунизм. Но некоторые в своём отрицании заходили дальше других. Ублажать собственным прихотям – не грех, ведь тебя таким создал Господь. Пить, как свинья – не грех, иметь всё, что движется – не грех, воровать – тоже не грех. Ничто не грех, так как грех - это социальный конструкт. (Ничто не истинно – всё дозволено!)

Насколько была распространена именно такая версия рантеризма – неясно. Известно, что люди с такими убеждениями были, но памфлеты противников рантеров и квакеров раздули проблему просто до вселенского масштаба – если сегодня не остановить рантеров, то завтра они будут повсюду, и общество рухнет. Поэтому на рантеров, в конце 1650-х были обрушены массированные репрессии, приведшие к тому, что умеренные быстро перешли в квакеры, а радикалы прописались на виселицы, в обилии имевшиеся в Англии. (Опять клятi тамплиеры победили ассасинов).

А в 1659 году, внезапно, Английская республика закончилась, монархия отреставрировалась, и быть пуританином в Англии стало немножко некомильфо. С этого момента началась история массового переезда всякого рода сектантов в будущие США, но это уже совсем другая история.

Автор - Владимир Герасименко

Сообщество автора - Cat_Cat