В лесах Белоруссии, на солнечных полянах, как только весной сойдёт снег, появляются красивые жёлто-розовые цветы с нежным ароматом. У нас их называют сончыки. В детстве с друзьями мы всегда ходили в лес в конце апреля, в начале мая собирать эти цветы, которые нам нравились больше, чем ландыши или любые другие подснежники.
Небольшие букетики этих цветов своим ароматом, красотой, как-то незаметно снимали наши тревоги, успокаивали, улучшали настроение и детям и взрослым.
В нашей деревне в школе было только семь классов. Но учителя были очень хорошие. Николай Степанович научил нас уважать математику, Ольга Самуиловна любить ботанику. В восьмой пришлось ходить в соседнюю деревню – семь километров утром пешком в школу, семь километров вечером домой. Осень, зима, весна – в любую погоду 15 учеников восьмого, девятого, десятого классов дружно и весело шли в Голынку, в школу.
Когда была хорошая погода весной и осенью, некоторые ехали на велосипедах. Иногда удавалось проехать в кузове попутного колхозного грузовика – автобусов ещё не было. Зимой, когда все дороги были заметены снегом, приходилось выходить из дома в семь утра, чтобы не опаздывать к первому уроку в 9 часов. Бывало, что приходилось встречаться с волками. Поэтому мы ходили толпой. И всегда брали с собой хорошие дубинки.
Школа наша считалась одной из лучших в Зельвенском районе Гродненской области. Кабинеты имели прекрасное оборудование, хорошая библиотека, учителя – грамотные профессионалы, искренне старавшиеся передать детям все свои знания, навыки общения, жизни в коллективе, умели так строить свои отношения, что ни у кого из нас не возникало никаких сомнений в том, что наша школа – самая лучшая.
Директором школы был Иван Антонович Бугаев. Он преподавал историю. Среднего роста, плотный, но не толстый. Всегда приходил на уроки в строгом чёрном френче полувоенного покроя с большими накладными карманами, с широким ремнём. Никогда не ругался – одного строгого взгляда достаточно было для наведения порядка в классе и школе.
Уроки труда для нас были интересны тем, что во дворе школы под навесом стояли два трактора. Старенький «Универсал-Фордзон» и небольшой «ХТЗ-НАТИ». Отслужившие свой срок в МТС, эти тракторы были подарены нашей школе. Нас учил на трактористов, шофёров, комбайнеров опытный механик Иван Константинович. Его жена, Елизавета Максимовна, вела уроки химии.
Всегда интересными были уроки физики – завуч, Александр Александрович Мошковский умел каждую тему урока связать с примерами из современной жизни, с практическими опытами на приборах, которых было много в кабинете.
Классным руководителем была строгая красавица Софья Ивановна. Не намного старше нас, она сумела так быстро сдружить мальчишек и девчонок из разных деревень, что мы и сами не заметили, как стали одной компанией. У неё не было ни любимчиков, ни отстающих – все способные, все сообразительные – математика стала для нас интересным предметом. Софья Ивановна убедительно доказала, что без математики невозможно понять ни одного явления природы, ни одного события в жизни.
Немецкий язык преподавала невысокая, даже маленькая ростом Галина Адамовна. Мои личные успехи в изучении немецкого в школе были более чем скромные, но, когда через пять лет пришлось работать в Германии, мне удалось вспомнить всё, чему нас учила в школе Галина Адамовна. Пригодились школьные учебники, которые взял с собой. Через месяц я уже свободно разговаривал с немцами на судостроительном заводе в порту Штральзунд, ходил в кино, в музеи, даже в гости к рабочим завода.
Русский язык и литературу в школе преподавал Сончык Александр Александрович. Его жена – Анна Владимировна – белорусский язык и белорусскую литературу. В нашей деревне Острово, в семилетней школе работала учительница Сончык Мария Александровна. Эту дружную троицу красивых, добродушных, отзывчивых учителей мы называли – Сончыки.
Однажды на уроке русской литературы Александр Александрович дал задание написать сочинение на тему «Что я вижу». Весь класс начал писать. Минут через пять учитель заметил, что я ничего не пишу, глядя в окно. Подошёл ко мне:
– Почему не пишешь?
– Вот всё, что я вижу.
Взяв мою тетрадку, прочитал молча, потом прочитал вслух для класса:
Утро, солнце встаёт,
Снег алмазом блестит,
В небе тучка плывёт золотая,
Лес далёкий шумит,
Лёд на речке горит
Переливами солнца играя.
– Да это он у Пушкина содрал! – громко фыркнула одна из девочек.
– Нет. Я сам написал это прямо сейчас, глядя в окно – возразил я.
– Он давно пишет, – поддержал меня мой друг Борис.
Александр Александрович молча поставил «5» в мою тетрадку.
Пришлось мне показать учителю после урока мои стихи. Кто-то взял одну страничку и, не сказав мне, отправил её почтой в редакцию районной газеты.
Недели через две, опоздав к началу урока, когда, извинившись перед учителем за опоздание, я сел за парту, кто-то из ребят положил передо мной свежий номер районной газеты, в которой было напечатано моё стихотворение.
В тот же день меня вызвал директор школы – по телефону меня вызывал редактор газеты Михаил Николаевич Кузнецов. Он попросил меня привезти в редакцию всё, что у меня есть.
Через несколько дней нас, семь парней десятого класса вызвали в районный военкомат. Раним утром, при хорошей погоде мы быстро прошли пешком 15 километров и к девяти утра прибыли в военкомат. Я первым прошёл медкомиссию и пошёл в редакцию районной газеты «Путь к коммунизму». Редактор взял мою тетрадку, поговорил минут десять, посоветовал писать не только стихи, но и рассказы о жизни в школе, о работе в колхозе.
В кассе мне выдали 70 рублей – мой первый гонорар. Сразу пошёл обратно в военкомат, где друзья мои уже получили приписные свидетельства. Получив своё, я позвал ребят в столовую, которая находилась недалеко. Все были голодные, а денег ни у кого не было. Но у меня – гонорар! За хороший обед для семи человек я заплатил 21 рубль.
– Ну, теперь ты у нас буржуин! – подшучивали друзья, пока мы бодро отшагали 15 километров обратно к своей школе.
С этого времени районная газета начала печатать мои стихи и рассказы. Иногда печатали областная, некоторые в Минске.
Продолжение здесь
Tags: Очерк Project: Moloko Author: Татарин Л.