Найти тему
Василисины размышления

Почему сейчас не интересны фильмы времен Перестройки?

Продолжаю серию воспоминаний о жизни в позднем СССР , за пару десятилетий до Перестройки. Возможно, это поможет тем, кому сейчас меньше 45-50 лет, лучше понимать советские фильмы и литературу. А также своих старших родственников.

Речь пойдет только о периоде 1970-1980-х годов. В другое время автор не жил, потому вспомнить ничего не может, а пересказывать сплетни не хочет.

Сегодня поговорим об идеологии и отношению к ней широких народных масс.

Еще в прошлом году я бы не взялась писать на эту тему. Скользко, трудно, одни не поймут, другие обидятся. Но жизнь сама подкинула великолепную аналогию!

Что государственная идеология была едина, выверена, и если колебалась, то слитным согласованным движением – это и так все знают. Что она сверху донизу контролировалась и продвигалась соответствующими партийными структурами – это тоже знаем. Многие помнят советские лозунги: Слава КПСС, Наша цель – коммунизм, Миру - мир и т.п. Политинформации обязательные, слушание всем коллективом речей Леонида Ильича. Выходы на демонстрации как служебную обязанность. Школьные сочинения о наших достижениях. Даже напутствие регистраторши в ЗАГСе о построении светлого будущего для всей страны как цели создания советской ячейки общества.

Но как в реальности ко всему этому относилось население в 1970-80-е годы? А как сейчас к масочному режиму! Вот в точности! Велено всем маски носить. Непонятно, есть ли от них толк; раздражает несколько, ясно, что кто-то хорошо на этом зарабатывает, но в целом совсем уж невыносимой жизнь не делает. Ну и носим. Одноразовую по месяцу, под подбородком или на одном ухе. Как надо контроль проходить, так привычным уже жестом надвигаем на рот. Закрыт ли нос – на это проверяющие уже не смотрят, он и у них самих открыт обычно. Противовирусной защиты от такого ношения уж точно никакого, и все это понимают, в том числе указующие. Но вот так и носим, и не чирикаем уже. Они делают вид, что указывают, мы - что исполняем. Привыкли к правилам игры.

Аналогично и в СССР все словеса про нашу-цель-коммунизм все в нужный момент бормотали как положенную мантру и этим ограничивались. Собственно, и репрессивные меры за инакомыслие в 70-80-х применялись по той же схеме, что сейчас за нарушение антик0vидных мер. Т.е. в метро можно ездить в упрессованном виде, но в некоторые дни лучше по некоторым улицам не ходить - а то вдруг другого прохожего заразишь.

Есть роман в четырех частях Ф.Абрамова «Пряслины» о жизни северной русской деревни начиная в Великой Отечественной войны до 70-х годов. Более чем идеологически выдержанный и политически правильный. Но даже там очень хорошо показано, как менялось отношение к идеологии. Если в 1940-50-х парторг еще нес в массы слово живое и был авторитетом, то в 70-х инструктора райкома колхозники почти в глаза зовут Суса-бабалайка.

– Надоть повысить… Надоть поднять… Надоть мобилизовать… Суса-балалайка бренчала. А лучше сказать, лайка-балалайка, потому что с музыкой-то она только кверху, а вниз – с лаем.
… Суса как наяривала в свои три струны, так продолжает наяривать и поныне. И все равно ей, дождь ли, мороз на дворе или вот такая страшная сушь, как нынче, – бормочет одно и то же: надоть… надоть… надоть… На этот раз Суса бренчала насчет пожаров. Дескать, большое испытание… стихия… и надоть с честью выдержать… показать всему миру, на что способен советский человек… (Ф.Абрамов. "Дом")

В конце 80-х против этой застывшей идеологической патоки начали ерепениться подростки. Это время вспышки всяких «неформальных молодежных объединений» – в противопоставление формальному комсомолу. Если сейчас можно носить волосы любого цвета и одежду любого вида, и это будет говорить только о личном эстетическом вкусе, то тогда каждая булавка на одежде и каждая цветная прядка в шевелюре объявлялись идеологическим вызовом.

Разумеется, в искусство это обличение всеобщего привирания прорвалось ближе к Перестройке, когда сверху ослабили цензуру и установки проходимости в печать и на экран. Мощным и временами мутным потоком. Недаром главными героями тех фильмов были в основном совсем молодые люди, с обостренными реакциями и черно-белым восприятием. «Курьер», «Соблазн», «Плюмбум», «Асса», «Дорогая Елена Сергеевна», «Забавы молодых»… в общем, много чего наснимали. Искусства там было не ахти много, чистой воды публицистика, но после застойной приглаженности выглядело необычно и «честно».

Фактически началом течения был полудокументальный фильм «Легко ли быть молодым?»
Фактически началом течения был полудокументальный фильм «Легко ли быть молодым?»

На самом деле большинство людей не воспринимали все это так остро. Ну вот такой ритуал надо соблюдать. Не особо и трудно. В этом отношении интересно пересмотреть «Маленькую Веру», только сосредоточив внимание на маме главной героини – живет свою нелегкую жизнь по четким народным понятиям, но нередко приправляет беседу странными гладкими фразами. Почти как словами привычной молитвы.

Что подарить молодым на свадьбу? Конечно, книги - лучший подарок! Хотя никто в этой семье их не читает
Что подарить молодым на свадьбу? Конечно, книги - лучший подарок! Хотя никто в этой семье их не читает

Из книг надо отметить романы Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «Апофегей», «ЧП районного масштаба», «Козленок в молоке», «Работа над ошибками» и другие. Все про идеологическую изнанку позднего застоя. Многие публиковались в журнале «Юность». Слог ехидный, написано бойко, тогда читалось взахлеб. Но потом пробовала перечитать – не заходит совсем. Ну дедовщина, кумовство, социальное неравенство, карьера через постель - эка невидаль! А тогда вид подобных слов на бумаге вызывал оторопь. Неужели такое вслух МОЖНО?

Вообще сегодняшние реалии официального слова уже сильно начинают смахивать на те, 40-летней давности. Как и отношение к этим словам. Общественный навык потряхивание ушами утратиться не успел.

Другие воспоминания:

О работе и работодателе-государстве

о труде и трудящихся

о построении карьеры

о продуктах

о жилищном вопросе

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .