Найти тему
Василисины размышления

Почему опасно было потерять комсомольский билет? Все ли понятно молодым в советских фильмах

Продолжаю серию воспоминаний о жизни в позднем СССР , за пару десятилетий до Перестройки. Возможно, это поможет тем, кому сейчас меньше 45-50 лет, лучше понимать советские фильмы и литературу.

Речь пойдет только о периоде 1970-1980-х годов. В другое время автор не жил, потому вспомнить ничего не может, а пересказывать сплетни не хочет. Ругать или хвалить тоже не буду, просто вот как оно было.

О работе и работодателе-государстве я рассказывала здесь; о труде и трудящихся здесь.

Сегодня речь пойдет о том, как строились служебные карьеры во времена брежневского застоя. Извините, придется для этого объяснить гос.устройство тех лет. Постараюсь коротко.

Статья 6 -я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества , ядром его политической системы , государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза .»

Структура госуправления в СССР
Структура госуправления в СССР

Толковалось это двояко.

Первое следствие из 6-й статьи: существовала отдельная карьерная линия профессиональных партийцев. Фактически, аналог нынешней государственной службы. Начало непременно бралось в комсомоле (куда вступали практически все жители страны в 14 лет, еще школьниками). Затем самые имеющие склонность к подобной работе (а также дети действующего начальства) постепенно продвигались по начальным ступеням пока еще общественной работы. Затем лучшие становились «освобожденными работниками», т.е. уже трудоустраивались как госуправленцы. Должности назывались инструктор или секретарь райкома, обкома .. и выше партии и комсомола. Собственно, Генеральный секретарь ЦК КПСС и был главой государства. Партийные отраслевые отделы дублировали и контролировали все министерства.

Были освобожденные секретари партячейки и на всех крупных предприятиях. Фактически именно они являлись государственными руководителями, а директор выполнял технические функции. В «производственной» литературе тех лет почти обязательны конфликты хорошего директора с идеологически правильным парторгом.

Директор обычно проявлял замашки хозяина: хотел, чтобы рабочие получали премии, дорогое оборудование работало в штатном режиме и не ломалось, продукция выпускалась только отменного качества. Парторг разъяснял государственные нужды: в стране продукции не хватает, нужно больше любой ценой, не время себя жалеть. И тем более незачем изображать хозяина государственного завода. Заканчивалось все победой лучшего над хорошим.

Самая известная производственная драма, разумеется, «Премия», получившая огромный прокат и кучу наград. Позже сценарий был переработан в пьесу, которая шла по всей стране. Вообще, ее автор А.Гельман много чего написал на эту тему и почти все успели экранизировать.

Кадр из фильма "Премия". Разумеется, харизматичный красавец О.Янковский - секретарь парторганизации завода, владеющий всеми тайными смыслами
Кадр из фильма "Премия". Разумеется, харизматичный красавец О.Янковский - секретарь парторганизации завода, владеющий всеми тайными смыслами

Второе следствие из 6-й статьи: любую мало-мало руководящую позицию в любой организации, на предприятии, в учреждении мог занимать только член КПСС. Исключения были крайне редки, только для выдающихся профессионалов и только под присмотром партийного руководителя.

Соответственно, для успешной карьеры мало было стать высококлассным специалистом и иметь связи в отрасли. Нужно было еще обеспечить поддержку партийных органов. И вот здесь неугодному палки в колеса ставили крепко. Могли просто не принимать в партию. Не достоин и все. Могли не давать рекомендацию на должность. Могли принудительно направить на работу в другой регион или в другую отрасль.

Страшнейшим наказанием было исключение из партии или комсомола. Это автоматически означало лишение должности и запрет когда-либо ее занимать. Отныне – только рабочие специальности, и то не во всех отраслях. Исключенный из комсомола студент автоматом отчислялся из ВУЗа.

Есть такой мини-сериал по повести В.Токаревой «Своя правда». Там на комсомольском собрании 70-х разбирают дебош в кафе. Сначала все вроде-бы добродушно, а потом нежная девушка комсорг объявляет, что виновник недостоин высокого звания комсомольца. И это страшно. Перечить никто не рискует, чтобы не вылететь следом. Даже друзья. Все понимают, что это мнение не белокурой Марины, а вышестоящих лиц.

Кадр из фильма "Своя правда". Марина объясняет, почему провинившемуся не место в комсомоле и институте: он оставил в кафе пиджак с комсомольским билетом в кармане
Кадр из фильма "Своя правда". Марина объясняет, почему провинившемуся не место в комсомоле и институте: он оставил в кафе пиджак с комсомольским билетом в кармане
Сцена голосования. Крупный парень в первом ряду - друг исключаемого
Сцена голосования. Крупный парень в первом ряду - друг исключаемого

Этот момент – ужас перед исключением из партии и комсомола – обыгрывается во многих советских фильмах. А исключить могли за многое: отказ поехать на работу по направлению, аморалку (в том числе за развод по инициативе второй стороны - вот в чем еще одна причина "крепости" семей), любой конфликт с законом вплоть до автоштрафа, тем более за мнение, не совпадающее с линией партии.

Правда, в позднесоветские времена за это уже не ссылали и тем более не расстреливали. Просто финиш карьеры. Более того, в 80-х уже находились спецы, вообще не желающие вступать в партию. Например, по всем параметрам человек годится на должность главного инженера, но в партию вступать не хочет. Лишний хомут на шею. А конкурентов ему по деловым качествам нет. Вот тогда начинались танцы с бубнами: или в товарище сознательность пробудить, или партийное начальство уговорить закрыть глаза на нарушение.

С другой стороны, до некоторого уровня и в позднем СССР действовали простые и понятные социальные лифты. В основном в промышленности и в околопромышленной науке. Непьющий и трудолюбивый человек получал неплохие деньги. Работящий и сметливый мог подняться до уровня среднего начальства, особенно если получал образование и вступал в партию. Всем талантливым и готовым учиться и работать был открыт путь в науку. Конечно, на местах, близких к распределению благ, уже прочно сидели «свои», в МГИМО с улицы не поступали, кое-где притормаживали евреев. Но в остальном происхождение было практически неважно и подняться своим трудом или мозгами на пару ступенек было реально.

Другие рассказы о реалиях позднего СССР и их отражениях в кино и книгах:

О работе и работодателе-государстве

о труде и трудящихся

о закате идеологии

о продуктах

о жилищном вопросе

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.