Сегодня, на улице Тимирязева встретил это трамвайное "чудо".
Это вихревой снегоочиститель, переоборудованный силами тульских трамвайщиков из отслужившего свое пассажирского вагона серии Т-3. В настоящий момент их на балансе две единицы, было и больше. Кстати, когда сносили вагонно-ремонтные мастерские, мы обнаружили альбом, в котором был чертеж и описание вихревого снегоочистителя, т.е. переоборудовался он по утвержденной конструкторской документации, судя по всему, это заводская КД на вагон модели ВК-83 - вихревой снегоочиститель на базе вагона "Татра" Т-3, который выпускался на ВОМЗ. Т.е. по заводской КД вагоны были сделаны силами тульского предприятия. Найденный альбом увы попал не в мои руки, а Романа (фамилию опущу из этических соображений), в итоге мне были обещаны копии с альбома, чтобы я мог поделиться такой интересной технической информацией с читателями, тогда еще бумажного журнала. Но увы, обещание выполнено не было, а сейчас мы больше и не общаемся. Кстати, если наш герой случайно увидит данную статью, пусть знает, что хоть прошло свыше 10 лет, но я помню о невыполненном обещании. К чему я об этом пишу, просто, увы, некоторые люди прячут все у себя в глубоком архиве, когда можно было бы поделиться интересной информацией с другими.
Но все вышесказанное не основная мысль данного материала. На этих снимках трамвай показан спереди и видно, что это служебный вагон, но потом я сфотографировал его сзади.
А вот тут он уже похож на линейный вагон, заваренное окно не бросается в глаза, да и в 90-е трамваи ходили с оконными проемами, забитыми фанерой. И кольнуло как-то в груди. Словно машина времени, перенес меня вид двухдверной "Татры" в прошлое. На 10, 20, 30 лет тому назад. Может это косогорская четверка пошла в депо, вагоны этого маршрута были одиночными, а может одиночку выпустили на 5 или 12? Вспомнились те времена, когда основной моделью тульского трамвая были такие вот "Татры", особенно в первом депо, где вагонов модели Т-3М (Т-6В5) было немного, а основу парка составляли двухдверные Т-3, лишь в 1992-1993 годах разбавленные отечественными 71-608К. Со временем двухдверных вагонов становилось все меньше, их заменяли бывшие в употреблении вагоны Т-3 из Москвы в трехдверном исполнении. Но все равно это были те же чешские "Татры". Подумалось, что в те годы они, да и троллейбусы ЗиУ-9, автобусы ЛиАЗ-677М и венгерские "Икарусы" казались вечными, казалось, что навсегда, ан нет - их эпоха уже прошла, по крайней мере, в нашем городе.
Бонусом еще один вид снегоочистителя В-2.
В заключении предлагаю окунуться ненадолго в эпоху, когда нас еще перевозили чешские трамваи Т-3, которые мы называли "старые чешские", а для этого выкладываю это фото.
Канал "ПАНТОГРАФ". Все фото автора.
Другие материалы канала по теме транспорта:
Рельсошлифовальный вагон как решение проблем с путевым хозяйством тульского трамвая
Уникальная история одного автобуса из нашего прошлого
Немного о тульском транспорте начала 90-х