Учитель обычно встречается с родителями своих подопечных на родительских собраниях. Но в проведении подобных мероприятий есть свои тонкости, которые замечают не все учителя. Например, бывали случаи, когда родители запрещали своим детям общаться с учениками, которых учитель «раскритиковал». По сути, это была ошибка – и учителя, и родителей.
Поначалу собрания посещало мало родителей – кому приятно краснеть за своего ребенка перед всеми? Но когда люди поняли, что собрания не будут состоять из сплошных упреков, посещаемость собраний резко увеличилось. Главное, о чем я попросила родителей, – никогда не ставить под сомнение авторитет учителя.
Если родители недовольны работой педагога – придите в школу и выскажите упреки лично учителю. Если же сам ученик нелицеприятно высказывается об учителе дома, постарайтесь разобраться, в чем дело. В целом же, с родителями работать оказалось ничуть не легче, чем с учениками, – особенно когда родители оказывались большими начальниками, привыкшими, чтобы им подчинялись. К слову, в нашей школе таких родителей было много – да еще директор заставлял раз в год проводить особые собрания, на которые приглашали исключительно отцов учащихся. Так, прихожу однажды на собрание, а там сидят одни мужчины. И все как на подбор такие солидные, ухоженные… Начинаю собрание, а один партийный чиновник читает газету. Пришлось сделать паузу – замолчать. У всех родителей в глазах немой вопрос: «В чем дело?». В классе тишина. Оторвался от газеты и чиновник. И тогда я спросила: «Если вы не уважаете учителя, то почему же думаете, что его будут уважать ваши дети? Кроме того, здесь речь идет именно о ваших детях: если вам неинтересна их жизнь, то зачем приходить на собрания?». Чиновник покраснел и извинился. Да, бывало и такое…
ОТЦЫ И ДЕТИ
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим. Но иногда слепая любовь не дает заметить, что ребенок встал на «кривую дорожку». Родителям трудно поверить, что их дети прикладываются к бутылке или водят небезопасные знакомства. А скажешь – мол, проследите за сыном, он ведь выпивать начал – так можно и скандал вызвать. Почему-то некоторые родители, вместо того чтобы поблагодарить за «сигнал», не находят ничего лучше, чем начать… оскорблять учителя – мол, наговаривает на их сына или дочь.
Родители – так же, как и дети, – разные, по-разному воспринимают сказанное, по-разному воспринимают все, что происходит в классе. Особенно внимательными нужно быть с учениками 7-9 классов – в этом возрасте дети очень ранимы, легко возбудимы, агрессия у них чередуется с весельем: настроение меняется по несколько раз на дню. Например, у нас был случай, когда шестиклассник получил двойку, после чего убежал из дома. Искали его всем классом – по чердакам, подвалам, обзвонили всех мало-мальски знакомых людей. Родители обвинили школу, заявив, что ученика обидели, поэтому он и убежал. Когда же мальчика нашли – сняли с поезда, – он признался, что за каждую двойку отец бил его. Вот он и ушел из дома. Так кто здесь больше виноват – учителя или родители?
Небольшие беседы на воспитательные темы с примерами из жизни класса (естественно, без указания фамилий) давали хорошие результаты. Учитель должен быть на высоте, не должен зависеть от родителей учеников или робеть перед ними, иначе такой учитель скорее испортит ребенка, а не воспитает его. Настоящие учителя наказывали даже царевичей, если они провинились. Учителя Василия Сталина докладывали его отцу обо всех проделках, не боясь гнева отца. Но ныне учитель бесправен – его могут оскорбить родители, начальство… Как он может воспитать сильного, порядочного, волевого человека, если сам все время находится под прессом страха, если он зависим от тех же чиновников?
Между тем, я не раз была свидетелем того, что люди, проверяющие работу учителя, сами не могут справиться с классом. Например, в нашей школе был преподаватель географии, который «вырос» до инспектора гороно. В его классе никогда не было дисциплины, ребята его не слушались, пару раз родители даже жаловались на него – он сломал указку о голову ученика, ударил школьника линейкой. И вот он приходит в школу в качестве инспектора с проверкой и отчитывает при всех молодую учительницу: мол, как это так – учитель не смог утихомирить ученика, нарушавшего дисциплину! Хватило всего одной фразы («А помните, вы сломали указку о голову ученика?»), чтобы он прекратил подобный «анализ урока».
«А судьи кто?» – этот вопрос я часто задавала себе. Почему проверяющие гораздо чаще устраивают разгон, а не помогают учителям советом – особенно молодым, которым эти советы нужны как воздух? Думаю, сам проверяющий должен быть не просто настоящим профессионалом, но еще и культурным, тактичным, знающим человеком. Сколько раз было – ждешь проверяющего, готовишься, нервничаешь. Он придет, посидит на уроке, а потом скажет: «А у вас над дверью стекло грязное!». Да о том ли говорить нужно? Как ученики знают предмет, как прошел урок, доступно ли объяснил учитель, поняли ли ученики – вот что его должно интересовать! Но об этом – ни слова…
РАДИ ЭТОГО СТОИТ ЖИТЬ
Чтоб быть хорошим учителем, нужно не только знать свой предмет, но еще и уметь хорошо его преподнести. Для этого нужно хорошо владеть языком, а значит, много читать. Хороший учитель – это и артист, и художник, и музыкант, и спортсмен, и даже уборщик. Но прежде всего, нужно быть культурным, порядочным, доброжелательным, справедливым человеком, хорошим организатором и, конечно, любить детей.
Профессия учителя никогда не была «хлебной». Но в мое время было очень много талантливых учителей – они работали от всей души, «с огоньком», так как любили свою работу, были энтузиастами своего дела. Как-то с приятельницей шли по улице. Навстречу – мои бывшие ученики, теперь уже специалисты, окончили институты. Когда подошли поближе, узнали меня, вдруг разом (их было трое) встали на колени и стали целовать мне руки. Я: «Встаньте! Люди же кругом!». Они: «Пусть знают, что мы стоим на коленях перед Учителем!». Когда они отошли, приятельница сказала: «Ради этого стоит жить!».
С одним учителем математики выходим из университета. Подъезжает рейсовый автобус, останавливается (хотя нет остановки), и я слышу: «Садитесь!». Мы входим, а шофер объявляет на весь автобус: «Это моя любимая учительница! Как Вы живете? Как здоровье?». Пассажиры заулыбались, а одна женщина сказала: «Ради этого стоит жить!».
Перед выпускным экзаменом я попала в больницу. На выпускном вечере присутствовать не смогла. Но в 6 часов утра под окнами больницы послышался целый хор голосов. Я выглянула в окно – внизу стояли мои выпускники и скандировали: «Здоровья Вам! Здоровья Вам!». Мне, конечно же, было очень приятно. А соседка по палате сказала: «Ради этого стоит жить!». И, наверное, она была права…
Л. ЛУТФУЛЛИНА
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!