Найти тему
Сергей Гайдук

ПОЧЕМУ ЖЕ САМОЛЁТЫ САМИ НЕ ЛЕТАЮТ?

Дорогие мои читатели, надеюсь, этот материал будет полезен неавиаторам, а авиаторы с улыбкой вспомнят былые времена когда компас и радиокомпас были основными навигационными приборами, но и сейчас радиокомпас ( АРК ) в отставку не отправлен.

Хочу начать с очень простой задачи ( она была опубликована очень давно… ).

Куда прилетит самолет с неограниченным запасом топлива, если экипаж будет выдерживать курс по компасу равный 45 градусов или 315 градусов?

Рис 1. Надеюсь, что большинство ответили правильно!
Рис 1. Надеюсь, что большинство ответили правильно!

Совершенно верно! Самолёт прилетит к СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ и будет летать по кругу минимально допустимого виража вокруг северного полюса!

Следовательно, если вылететь из города Брянск в город Владимир и лететь только по компасу, выдерживая курс взятый при вылете, то Вы пролетите севернее города Владимир.

Ваш полет будет проходить не по прямой, а по кривой и эта кривая называется: ЛОКСОДРОМИЯ!

Возникает вопрос: а как же тогда летали? Вот так на самолёте появился штурман – человек, управляющий лётчиком, а уже лётчик управлял самолетом! Надеюсь, Вы догадались, что он не дергал летчика за верёвочки, а только подсказывал курс самолёта, но это как раз и есть управление… В итоге экипаж общими усилиями ведет самолёт к заданной точке маршрута. Лётчик весь полет ведет самолёт по курсу заданному штурманом, а штурман в течении всего полета просчитывает пройденный путь и вносит поправки курса. Как он это делает? Очень просто – их этому учат!!! Есть такая профессия ШТУРМАН!!! И в авиации и у моряков!!! Очень нужная профессия и все морские открытия сделаны благодаря штурманской профессии!

С открытием РАДИО и появлением первых радиовещательных радиостанций возникла идея создания радиокомпаса. Впервые в авиационной навигации радиокомпас был применен 27 июля 1920 г. А в СССР радиокомпас появился спустя 15 лет. Что же такое радиокомпас? Радиокомпас – это прибор, показывающий направление на радиостанцию относительно оси самолёта. Теперь на самолёте появился второй компас для которого «северным полюсом» является радиостанция, а так как радиостанций в мире появлялось все больше и больше, одна из проблем стала упрощаться, что значительно облегчило работу штурмана.

Как же работает радиокомпас? Упрощенно это можно показать на примере первых вариантов. На самолёте установили две антенны: ненаправленную ( принимает сигналы с любого направления одинаково ) и направленную ( и подвижную ), имеющую диаграмму направленности в виде восьмёрки.

Рис 2. Диаграммы направленности двух и суммарная - кардиоида.
Рис 2. Диаграммы направленности двух и суммарная - кардиоида.

Если теперь определенным образом сложить два сигнала с соблюдением фазировки, получаем диаграмму кардиоиду. В качестве направленной антенны вначале применяли рамочные, а потом стали применять на ферритовом стержне. И на первых АРК рамочную антенну поворачивал штурман, а потом это «поручили» автоматике. Затем добавили ещё одну рамочную ( или на ферритовом стержне ) антенну, расположенную перпендикулярно первой.

Рис 3. Основа гониометрической системы – две восьмёрки.
Рис 3. Основа гониометрической системы – две восьмёрки.

В самом приёмнике АРК установлена практически подобная система, в которой микромотор вращает обмотку внутри двух катушек до совпадения сигнала с приёмными катушками. Угол поворота микромотора и есть пеленг на радиостанцию. Точность такого АРК приблизительно +/- 1 градус.

Да, АРК – это хорошо, но не совсем… К сожалению большинство вещательных радиостанций расположены, «мягко говоря – не там, где надо!!!»

И чтобы радиостанции располагались «там где надо» нашли простой способ – устанавливать свои радиостанции на конкретном, удобном для навигации месте и дали им имя: Приводные Радио Маяки, сокращенно – ПРМ или ПРС ( Приводные Радио Станции ).

ОПРС – отдельная приводная радиостанция ( маяк );

ДПРС – дальняя приводная радиостанция ( ДПРМ – радиомаяк );

БПРС – ближняя приводная радиостанция ( БПРМ – радиомаяк).

Рис 4. Произвольная схема пересечения воздушных коридоров.
Рис 4. Произвольная схема пересечения воздушных коридоров.

При полетах от ОПРС №1 к ОПРС №2 экипаж ориентируется только на показания АРК, но также приходится учитывать показания ДИСС – доплеровские измерители скорости сноса. В современных самолетах все эти функции выполняет автопилот совместно с вычислителями ( в современных моделях – это компьютеры ). Полет по прямой обеспечивает максимальную экономию топлива. К сожалению, не все маршруты проложены для самого короткого полета между аэропортами, но трассы полётов проложены с учетом очень многих факторов и выполнены максимально коротко! Хочу добавить, что рекомендовано придерживаться осевой линии коридора, а выход за границу коридора не допускается!!!

БПРМ и ДПРМ устанавливаются согласно схемы системы посадки и обычно для каждой полосы устанавливаются два комплекта, для возможности обеспечения посадки на полосу с любой стороны если это позволяют условия местности ( обычно горы являются мешающие фактором – пример: полоса в аэропорту Адлер ).

Иногда ДПРМ ( ДПРС ) выполняет функцию ОПРС, если аэродром находится на разветвлении или повороте коридоров ( трасс ).

Отвечу сразу на комментарии относительно систем спутниковой навигации, позволяющей прокладывать трассу полета с точностью до 1-го метра – эта точность и возможность решать очень важную проблему в навигации применяется!!! Но на каждом воздушном судне стоят АРК, ДИСС и многие системы о которых спутниковая навигация разрешает забыть… Вот только есть «маленькая проблема» - выход из строя системы спутниковой навигации по любой причине для автомобиля на дороге – это пустяк, а для лайнера в воздухе очень большая проблема!!!

СПАСИБО за прочтение!!!

Ставьте палец вверх, пишите комментарии если материал Вам понравился!

Желаю Вам здоровья и успехов в жизни, семье и делах!!!