Найти тему
Ведьма-мачеха

Первый кусок — мужу!

В последнее время натыкаюсь в интернете на откровения «первый кусок — мужу!». И мне прямо страшно становится не на шутку! Ещё хуже, когда пишут «лучший кусок», это вообще кошмар. И дело не в очередном «угнетении женщин», нет, тут всё куда страшнее…

Кстати, в нашей семье, как ни странно, чаще всего первая и самая большая порция идёт мужу. Просто потому, что он приходит первым, пока дети играют где-то, и ест больше. Но это не «закон», иногда первыми прибегают дети и тогда первые порции им. А кто не наелся, тот берёт добавку.

Но, чтобы понять, что страшного я увидела в таких разговорах, для начала подумаем о том, откуда это пошло. Кто-то может сказать, что это новая современная философия «сначала маску на себя, затем — на ребёнка». Что ж, философия действительно хороша, но всё же, если еды за столом хватает на всю семью, то есть ли принципиальная разница, кому положат первому? Ведь домочадцы не доведены до состояния такого голода, когда минута может стоить жизни? Да и почему речь идёт только об отце семейства и нигде не говорится, какой по очереди должна быть мать?

Где-то, кстати, разгорелся спор по этому поводу: кто же должен получить второй кусок. Мать или старший ребёнок мужского пола? И это тоже страшно.

Кто-то скажет, что этот ритуал необходим для уважения. Дескать, для многих женщин после родов на первое место выходит ребёнок, а муж оказывается на втором. И, чтобы ребёнок не чувствовал себя пупом земли, надо, чтобы мать показывала главенство отца. И этот ритуал с первым куском — один из способов.

Но, во-первых, ребёнок и так будет уважать отца, если есть за что. Так я всегда уважала отца, но не могу вспомнить, кому мама накладывала первую порцию. Раз не могу вспомнить, то это было чем-то незначительным для меня.

А, во-вторых, опять непонятна роль матери. Ей уважение не требуется? Ведь она, по логике, садится есть последней, так как накладывает всем еду! То есть, следуя логике «первая порция — уважение», то «последняя порция — ноль уважения». Или все так будут сидеть и ждать, пока мать семейства закончит хлопоты и сядет за стол, и лишь потом начнут есть? Тогда это можно считать справедливым, но нигде об этом не пишут!

Но я говорила, что унижение здесь не самое страшное. А, чтобы понять, что, давайте подумаем о корнях этого ритуала. Он, конечно, родом из патриархальных времён. Все ли семьи так питались? Нет. Например, дворяне не имели надобности в этом ритуале. Они приходили за стол, а там уже слуги на всех накрыли. Значит, так питались простолюдины.

А для простого народа в порядке вещей был… голод. Вот не хватает еды на всех, как поделить?! А делить надо в порядке убывания ценности.

Поэтому мне смешно читать, что «раньше не было равноправия, раньше была равноценность». Нет, ценность у всех в семье была разной!

И самый ценный для семьи, конечно, взрослый мужчина. Если он умрёт или просто ослабнет, то не сможет работать. Не сможет работать — будет ещё меньше еды. Будет меньше еды — под угрозой окажется ВСЯ семья. То есть, смерть мужчины = смерть семьи. Конечно, ему нужно дать лучший кусок.

Дальше мнения неспроста разделились, кто же следующий: жена или мальчики? Я думаю, тут многое зависит от возраста самих мальчиков. Если им всего года 3 от роду, то ценность их невысока и куда ниже, чем у здоровой бабы. Но парни лет 13 — полноценные работники, которые не во многом уступают матери, но имеют большие перспективы.

На последнем месте были, конечно, девочки и самые маленькие дети. Маленькие дети вообще за людей не считались, поэтому умирали только так. Да чего их особо жалеть, если баба через 9 месяцев родит ещё одного? Да и девочка — лишний рот. Работоспособность небольшая, а, чтобы выдать замуж, нужно приданое. Если и кормить кого в голодный год, то только девицу на выданье, которая уже считай сосватана, чтобы жениха не отпугнула излишняя худоба. А остальные помнут — и помрут. Баба с возу — кобыле легче.

Страшные времена, не правда ли? Сама ситуация, когда у тебя ограниченный запас еды и нужно выбирать, кому жить, а кому нет, страшная. И не дай бог кому оказаться в подобной!

Моя бабушка в детстве пережила подобное. Тогда прабабушка решила не кормить младшую дочь, чтобы выжили её старшие сёстры. Но потом передумала и решила положиться на естественный отбор: пусть едят одинаково, а выживут те, кто сильнее. Вроде как, выжили все. А вот соседям повезло меньше.

Так вот, подобные речи — это звоночек, что подобные времена возвращаются. А если учесть другие речи… например, о макаронах, которые «стоят одинаково». Или о «горсточке крупы в долг». Или о «потребительской корзине в блокадном Ленинграде». Как-то не по себе становится!

Кажется, это ещё один шаг к «России, которую мы потеряли».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц