Когда дети только рождаются, они не имеют опыта и представления об этом мире, а потому они не судят и воспринимают все, как оно есть. Для них нет верного и неверного, плохого и хорошего. И между ними и миром нет границ.
⠀
Когда они вырастают и постепенно осознают свои границы, они начинают судить. Суждение и оценка – один из важных этапов становления личности, потому что если человек осознает свои границы, свой размер и свои потребности, ему уже не все подходит. Он не может уже все есть, со всеми общаться. Он выбирает одежду, друзей, образ жизни. И обретенная социальная роль накладывает свои отпечатки на суждение о том, что подходит, а что нет.
⠀
Для многих на этом развитие личности останавливаться. Однако, есть следующая ступень, на которую ступают уже не все. Это осознание выбора между тем, чтобы судить и не судить. Возможность отпустить оценки и смотреть на мир глазами ребенка там, где это имеет смысл. Вернуться к оценочности отдельного ищущего свое уникальное место в мире, когда это необходимо.
⠀
На многих тренингах, во многих книжках и передачах говорят, что воспринимать мир глазами ребенка – это хорошо и надо к этому вернуться. И там и остаться. Что оценочность – это плохо. И надо ее выключать по возможности. Но мне кажется, что дело не в полярностях, а в возможности выбирать. Выбирать исходя из ситуации, в которой находишься, и роли, которую играешь. И уметь находить в жизни баланс ясных оценок и детского непосредственного восприятия.
⠀
Аглая Датешидзе
1