Начало рассказа можете прочитать здесь.
Первые серьезные ошибки начал делать в 2016 году.
Январь 2016. Я увольняюсь с постоянной работы, чтобы полноценно работать в своем стартапе. Накоплений своих было 80 тыс. руб) и была ипотека.
Ошибка №3: уволился с работы с хорошим постоянным доходом. Никогда не увольняйтесь с работы с хорошим зп, ради рискованного проекта, еще не приносящего стабильный доход! Вначале можно совмещать. А когда появится стабильный доход от проекта, то уже можно полностью переходить в свой бизнес.
Январь 2016. Мы снимаем маленький офис 15 кв.м и нанимаем еще одного сотрудника - программиста. Мы решили сразу делать самописный сайт, который с нуля собрали сами.
Ошибка №4: Решение делать свой сайт. Для подтверждения правильности гипотезы проекта вначале можно использовать многочисленные CRM системы для создания сайтов. Обычно этого достаточно и стоит это на порядок дешевле, чем нанимать программистов.
Ошибка № 5. Арендовали офис. Как я уже говорил на старте не нужен офис, пока нет необходимости в армии сотрудников. Тем более сейчас я понимаю, что в принципе даже когда есть доходы, можно хорошо настроить работу по удаленке. Уже тогда были инструменты для этого.
С февраля по май наши расходы составляли в районе 70 тыс. руб. в месяц. Аренда офиса - 11, за второго программиста - 30, различные программы, интернет - 10, питание сотрудников - 20 (это тоже ошибка). Плюс были разовые затраты на покупку офисной мебели - 30 тыс. руб. Финансировали то я, то товарищ-сооснователь. Четкой схемы не было.
Роли в команде были разделены так. Я занимался так скажем продакт-менеджментом (это общее управление созданием продукта). Товарищ-сооснователь периодически вносил деньги, помогал в организационных моментах типа переезда и тп. Сейчас понимаю, что ему надо было доверить хотя бы работу с ведением ООО, которое отнимало у меня много времени. А он в этом хорошо разбирается.
Два программиста пилили сайт. Один делал фронтенд, другой бэкенд.
Ошибка № 6: не было четкой схемы и договора о финансировании проекта с сооснователем. Не было четкого разделения обязанностей с сооснователем. Всегда на старте договаривайтесь о деньгах и разделении функций!
Май 2016. Продолжаем делать проект. Раза два уже переделывали. На клиентов еще не выходили. Доходов нет.
Ошибка 7: Очень долго делали проект, закрывшись от всего мира. Нужно сразу на старте выходить на будущих клиентов! Предлагать им проект хотя бы в форме презентации или минимального функционирующего сайта на базе какого-нибудь CRM. И сразу надо начинать продавать продукт, если даже его нет! Хотя бы оформлять предзаказы и начинать набирать базу будущих клиентов.
Июнь 2016. Мы приняли самые ошибочные решения. У нас еще не было ни рубля дохода, а мы сделали следующее:
1. Я договорился с близким родственником о большой сумме (3 млн. руб.) на финансирование проекта. Если бы проект взлетел то 25% от проекта его, если нет взлетает - даже не договорились. Просто не думали об этом (огромная ошибка). Причем договорились только устно. Он поверил мне, а я был наивно убежден, что проект взлетит.
2. Мы сняли большой офис в центре города за 30 тыс. руб. в месяц.
3. Мы наняли большую команду: четыре опытных программиста, андроид разработчик, IOS-разработчик, дизайнер, проект-менеджер, сммщик. Итого в команде кроме меня и сооснователя стало 10 человек с общим зарплатным фондом 470 тыс. руб. в месяц.
И мы в очередной третий раз начали переделывать проект! Продаж не было.
Ошибка №8: Без подтвержденных доходов мы умудрились на порядок увеличить расходы и фактически взять в долг большую сумму. Если нет хотя бы минимальных доходов у проекта, никогда не увеличивайте расходы! Это потом я узнал, что есть такая хорошая вещь как расчет юнит-экономики.
Июнь-декабрь 2016. С командой разработчиков (10 человек) мы полгода создавали проект, еще пару раз переделывали. Деньги сьедались. А продавать продукт мы так и не начали.
Что было в 2017 - в следующей статье.