Найти в Дзене

АНР — автомобиль насосно-рукавный

Оглавление

История создания советских насосно-рукавных автомобилей.

Предыстория

В середине 1950-х годов в Пожарной охране Советского Союза начинается массовое обновление техники. К этому времени окончательно уходят в прошлое конные ходы, кое-где ещё остававшиеся в сельской местности, а также начинается замена пожарного автопарка, большинство которого составляли ещё довоенные автонасосы-линейки ПМГ-1, ПМЗ-1, и автоцистерны ПМЗ-2.

Кстати, до этого момента автонасос являлся основной машиной в ПЧ, а вот АЦ встречались не так часто. Для подачи первого ствола довоенные автонасосы оснащались баком первой помощи на 200-300 литров воды, после опустошения которого машина должна была быть установлена либо на водоисточник, либо запитана от другого автонасоса установленного на источник.
Но с освоением новой техники АН отходят на второй план, точнее на «второй ход», а на первый ставится АЦ. Эта пара — АЦ+АН, становится основной в большинстве ПЧ Советского Союза на ближайшее 15 лет. Только к концу 1960-х АЦ начинают потихоньку заменять АН на вторых ходах в сельской местности и маленьких городах.
Что же из себя представляли послевоенные АН? За исключением маленького ПМГ-20 на шасси ГАЗ-69, это были машины с полностью закрытой кабиной расчёта, вмещавшей от 6 (АН на шасси ГАЗ-51) до 11 человек (АН на шасси ЗИС-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-130), пенобаком от 130 до 500 литров, насосами производительностью от 20 до 30 литров в секунду, и просторными отсеками для ПТВ, в которых основную часть занимали уложенные в скатки магистральные рукава диаметром 66-мм и 77-мм.
Отдельно стоит упомянуть, «автонасосы высокой производительности» ПМЗМ-1 на шасси ЗИС-150П, которые изготавливались московским Управлением авторемонтных заводов специально для столичного гарнизона пожарной охраны. Уже в конце 1940-х годов эти машины оснащались насосами производительностью 40 литров в секунду (это в 2 раза больше чем у остальных отечественных насосов того времени), что позволило укомплектовать их 89-мм магистральными рукавами. Несколько ПМЗМ-1 было поставлено в Ленинград, и с тех пор «89-мм магистралка» используется только в этих двух гарнизонах.
Стоит ли говорить, что быстрая прокладка магистральных рукавных линий, зачастую составлявшая несколько сот метров, была делом весьма трудоёмким. Скатки рукавов нужно было достать из отсека, размотать и соединить между собой. Отчасти в этом помогала рукавная катушка, крепившаяся сзади к кузову АН, на которую была намотана уже соединённая рукавная линия. После снятия с машины, один-два бойца тянули её за собой в нужном направлении, тем самым разматывая рукава на катушке. Но сама катушка того времени была очень громоздкая и тяжёлая, что в некоторых случаях не позволяло её использовать, а запас рукавов на ней не превышал 100-120 метров.

Середина 1950-х. Прокладка магистральной линии с помощью рукавной катушки от автонасоса.
Середина 1950-х. Прокладка магистральной линии с помощью рукавной катушки от автонасоса.

Примерно же в это время промышленностью осваивается серийный выпуск рукавных автомобилей — АР. В их задачу входило: доставка рукавов на пожар и прокладка магистральных линий на ходу. Для этого часть вывозимых рукавов соединялась между собой и укладывалась в кузов «гармошкой», что позволяло вытягивать их при движении машины с небольшой скоростью. Да и в статичном положении машины прокладка уже собранной линии требовала меньше времени и сил. Это сейчас АР чаще используется в паре с ПНС, и таскает огромную 150-мм линию. А тогда «рукавники» выезжали в одиночку, и возили, в основном рукава диаметром 66-мм и 77-мм, (89-мм лишь там где они были), и очень редко 110-мм (да! да! были и такие!).
И вот со временем приходит понимание, что для более эффективной работы АН, его следует «скрестить» с АР.
Так возникает идея АНР — автомобиля с насосом, способного доставлять на пожар уже собранную магистральную линию, и главное — прокладывать её на ходу.
Более того, в 1960 году в Свердловском гарнизоне приспосабливают старенький автонасос модели ПМЗ-10М для прокладки магистральных линий на ходу, присваивая ему новое обозначение «АНР-2», где цифра «2» означала запас магистральных рукавов в километрах. Но пока что этого всего лишь приспособленная самоделка. А до первой заводской конструкции, заступившей на боевой дежурство, остаётся ещё 10 лет…

Первые проекты

В начале 1960-х заводом ЗИЛ ещё только испытываются новые опытные грузовики моделей «130» и «131». Но промышленности уже дана команда — начать проектирование новой спецтехники на этих шасси. Делалось это с расчётом, что к моменту запуска ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в серию, в кратчайшие сроки на их базе будет налажен выпуск разнообразных специализированных машин. Подобным образом озадачили и «пожарное» ОКБ-8 в Прилуках, которое среди прочих перспективных пожарных ЗИЛов, выдало проект рукавного автомобиля с насосной установкой РАП-30(131)-100. Выпустить опытный экземпляр машины планировали в 1965 году, как только появятся серийные шасси ЗИЛ-131, а освоить серийное производство РАП-30 предполагалось в 1966 году. Машина должна была оснащаться насосом ПН-30К и вывозить 2000 метров напорных рукавов. Но судя по всему дело не дошло даже до опытного экземпляра. Во всяком случаи информации о его выпуске до сих пор не найдено. Серийно РАП-30 точно не выпускался.

РАП-30. Буквы «РА» означали рукавный автомобиль, а буква «П» повышенная проходимость. По новой системе обозначений, принятой в 1958 году, буква «П» должна была добавляться к индексу любой полноприводной пожарной машины — АЦП, АСОП, ААП. Но уже во второй половине 1960-х про букву «П» благополучно забыли…
РАП-30. Буквы «РА» означали рукавный автомобиль, а буква «П» повышенная проходимость. По новой системе обозначений, принятой в 1958 году, буква «П» должна была добавляться к индексу любой полноприводной пожарной машины — АЦП, АСОП, ААП. Но уже во второй половине 1960-х про букву «П» благополучно забыли…

Следующий, если так можно выразиться «проект» подобной машины был опубликована в пожарной периодике в конце 1960-х. В статье упоминается новый типаж пожарной техники, в котором предусмотрен АНР. Машина должна базироваться всё так же на шасси ЗИЛ-131, и оснащаться насосом ПН-40К. В целом описание проекта выглядит неправдоподобными — упоминается отсутствием водобака, хотя к концу 1960-х водобак на АН уже давно не ставили. Также выглядит нереалистичным запас рукавов в 1400-1700 метров, причём часть из них 110-мм, и это при 9-ти местной КБР и насосе… Как бы это всё там уместилось непонятно.
Данные о реальной проработке подобного проекта в архивах конструкторских бюро пожарной техники найти не удалось.

-4

Серийный выпуск

Тут стоит сделать отступление от собственно АНР, и упомянуть о последнем «чистом» автонасосе поступившим в серийное производство. Речь идёт об модели АН-40(130Е)-127. Его опытный образец был выпущен в 1967 году, после чего он прошёл опытную эксплуатацию в 9-й пожарной роте Москвы, и с 1970 года он был освоен в серийном производстве. Машина оснащалась насосом ПН-40К размещённым в 9-ти местной кабине расчёта, всасывающий патрубок которого выводился вперёд, рядом с правой фарой, напорные патрубки выводились по бокам кабины, между дверей. Эти машины были предназначены в первую очередь для замены в Москве и Ленинграде стареньких ПМЗМ-1, хотя в последствии «127-е» поступали в другие регионы. Отличительной особенностью этой модели являются угловатые «короба» на крыше, в которых находилась трёхколенная лестница и напорно-всасывающие рукава. А вот всасывающие 2-х метровые рукава находились в пеналах под кабиной у подножек. Сейчас некоторые ошибочно называют эту модель «АНР», что не соответствует действительности, так как она вывозила рукава только в скатках и на съёмной рукавной катушке, и не могла прокладывать рукавную линию на ходу. Но в дальнейшем рассказе мы ещё вернёмся к этой модели.

АН-40(130Е)-127 ставший последним серийным автонасосом в СССР.
АН-40(130Е)-127 ставший последним серийным автонасосом в СССР.

К 1969 году ОКБ-8 всё-таки разрабатывает реальный проект АНР, но уже на шасси ЗИЛ-130 — модель АНР-40(130)-132. В этом же году Прилкуский завод ППМ изготавливает его опытный экземпляр. После испытаний, в 1970 году, он отправился служить в Ленинград. А в 1971 году была выпущена опытная партия из 5 штук модели «132», но где они эксплуатировались не известно…

В конструкции опытных АНР-40(130)-132 заимствовались опробованные элементы АН-40(130Е)-127. В частности, кабина расчёта, с расположенным в ней насосом ПН-40К. Но при этом отказались от угловатых коробов на крыше, заменив их стандартной укладкой пеналов и лестниц.
Достоверно не известно, но скорее всего во избежания долгих бюрократических проволочек (а в те времена они всегда сопутствовали запуску новой модели в серию), было решено организовать серийный выпуск АНР ни как новой модели «132», а как модификации автонасоса АН-40(130)-127, уже находившегося в серийном производстве, с присвоением ему индекса АНР-40(130)-127А.

В 1973 году, созданный с учётом эксплуатации первых АНР модели «132», опытный экземпляр АНР-40(130)-127А проходит все положенные испытания и заключения приёмных комиссий. Начиная с 1974 года организуется его серийный выпуск. Всего, с 1974 по 1988 год было выпущено около 1100 штук модели -127А.

Она поставлялась во все крупные города СССР. Но наибольшая "плотность" АНР, благодаря развитой водопроводной сети с гидрантами, была достигнута в Москве, где в период с середины 1970-х до конца 1990-х они были неизменным вторым ходом в большинстве ПЧ.

В 1985 году модель -127А получает надстройку новой формы - с целью упрощения, и как следствие удешевления производства, теперь борта и дверцы отсеков изготавливаются прямыми, без изгибов. С небольшими изменениями эта надстройка будет устанавливаться и на новую модификацию АНР-40(130) модель 127Б, опытный экземпляр которой был выпущен в 1985 году. Но испытания модели -127Б растянулись по времени, и были завершены только в 1987 г. Тогда же она была запущена в серийное производство, и некоторое время выпускалась параллельно с моделью -127А.

Главным внешним отличием модели -127Б от -127А становятся всасывающие патрубки. Теперь, вместо одного, выходившего вперёд, на правую сторону облицовки радиатора, их стало два, по бокам кабины, между дверей. Выпуск АНР-40(130)-127Б продолжался до 1997 года. С 1993 года некоторая часть АНР была выпущена на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была решётка радиатора, оперение, и лобовое стекло от ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

Один из последних выпущенных АНР-40(130)-127Б на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412.
Один из последних выпущенных АНР-40(130)-127Б на шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412.

В задней части АНР на специальных кронштейнах устанавливалась съёмная рукавная катушка РК-4А, предназначенная для укладки, транспортировки и механизированной прокладки напорных рукавных линий. На шпульку катушки может быть намотано 120 метров (6 шт.) напорных рукавов диаметром 66-мм, или 100 метров (5шт.) напорных рукавов диаметром 77-мм, или 80 метров (4шт.) напорных рукавов диаметром 89-мм. (89мм рукава применялись на АНР только в Москве).
Катушка была компактнее и легче своих предшественниц, применявшихся в 1930-х-1960-х годах.

Рукавная катушка РК-4А.
Рукавная катушка РК-4А.

В стандартном варианте АНР вывозил 33 штуки (660 метров) прорезиненных 77-мм рукавов, часть из которых была уложена внутри кузова в специальные кассеты «гармошкой», а часть в скатках в боковых отсеках. Так же в боковых отсеках были уложены 8 штук 51-мм рукавов. В «московском варианте» АНР вывозил 20 штук (400 метров) 89-мм магистральных рукавов уложенных внутри кузова в специальные кассеты «гармошкой».
По воспоминаниям ветеранов, укладка рукавов в кассеты была делом весьма хлопотным.

Укладка 77-мм рукавов «гармошкой» в специальные кассеты внутри кузова.
Укладка 77-мм рукавов «гармошкой» в специальные кассеты внутри кузова.

Вместимость пенобака — 350 литров, насос ПН-40У, впоследствии ПН-40УА, число мест для боевого расчета включая водителя — 9 человек.

Кабина расчёта АНР-40(130)-127Б
Кабина расчёта АНР-40(130)-127Б

Опять же, по воспоминаниям ветеранов, в кабине вдевятером было очень тесно, хотя в таком количестве выезжали не часто. Иногда, в зимнее время, на пол кабины умудрялись ещё укладывать еле гнущиеся, промёрзшие рукава, которые невозможно было сложить и убрать в отсеки, а сверху втискивался расчёт.

За долгую службу некоторые машины умудрялись пройти несколько раз капитальный ремонт кабины и кузова, в результате их внешний вид заметно изменялся.

Машины на базе АНР

Рассказывая об АНР-40(130)-127А/-127Б нельзя пройти мимо разнообразных переделок этих машин под другие нужды.
В 2008-2010 годах, в связи с ликвидацией в России баз длительного хранения техники, в пожарные части были переданы десятки АНР-40(130)-127А и -127Б, поставленных на консервацию в период с середины 1980-х до начала 1990-х. Но в силу различных причин и обстоятельств, их применение по прямому назначению в некоторых гарнизонах оказалось затруднительным. Поэтому силами местных ПТЦ и техотрядов некоторые АНР были переоборудованы в более востребованные АЦ (автоцистерны) путём установки в рукавный отсек самодельных ёмкостей для воды на 2100-2200 литров.

Но ещё в 1970-е года, активной переделкой АНР занималась пожарные отряды технической службы Москвы, Ленинграда и других гарнизонов. Их стараниями АНР превращались в автомобили освещения, дымоудаления, пароотогрева, водозащитной службы и газодымозащитной службы. Вместо насосов устанавливались электрогенераторы с приводом от двигателя шасси, вместо рукавов в отсеки укладывалось специализированное ПТВ и АСИ — дымососы, прожектора, мотопомпы, шанцевый и аварийно-спасательный инструмент, и прочее оборудование.
Кстати, тут стоит упомянуть такую деталь. В 1981 году, в ОКБ-8 был спроектирован свой автомобиль газодымозащитной службы
АГ-24(130)-198, который впоследствии серийно выпускался на Прилукском заводе. В его основе тоже лежал АНР модели 127А. И с большой долей вероятности, к его созданию привели именно наработки инженеров из отрядов техслужб Московского и Ленинградского гарнизонов, освоивших самостоятельное изготовление подобной техники на базе АН и АНР за долго до самого ОКБ-8.

АГДЗС на базе АНР-40(130)мод.127Б.
АГДЗС на базе АНР-40(130)мод.127Б.
Серийный АГ-24(130)-198 Прилукского завода «Пожмашина».
Серийный АГ-24(130)-198 Прилукского завода «Пожмашина».
Автомобиль дымоудаления на базе АНР-40(130)-127А (Московский вариант).
Автомобиль дымоудаления на базе АНР-40(130)-127А (Московский вариант).

А в Минске на базе АНР был создан пожарный автомобиль быстрого реагирования (АБР). Он оснащался цистерной на 1000 литров воды, комбинированным насосом ПНК-40/3, высоконапорными резино-тканевым рукавом длинной 60 метров уложенным на специальную катушку, разнообразным аварийно-спасательным инструментом, стационарным электрогенератором, прожекторами.

Автомобиль водозащитной службы ВЗС-40/6,25 на базе «127А» (Ленинградский вариант). Предназначение на пожаре: удаление излишне пролитой воды и защита материальных ценностей от влаги. В комплектацию машины входили стационарный электрогенератор, брезентовые чехлы для защиты материальных ценностей, опилки для сбора воды, мотопомпа для откачки, прожектора и пр.
Автомобиль водозащитной службы ВЗС-40/6,25 на базе «127А» (Ленинградский вариант). Предназначение на пожаре: удаление излишне пролитой воды и защита материальных ценностей от влаги. В комплектацию машины входили стационарный электрогенератор, брезентовые чехлы для защиты материальных ценностей, опилки для сбора воды, мотопомпа для откачки, прожектора и пр.
Парообогреватель на базе АНР-40(130)-127А (Ленинградский вариант). Оборудован паровой установкой для отогрева пожарных рукавов и ПТВ в зимнее время.
Парообогреватель на базе АНР-40(130)-127А (Ленинградский вариант). Оборудован паровой установкой для отогрева пожарных рукавов и ПТВ в зимнее время.

В данной статье частично использован материал из серии книг Александра Карпова «Пожарный автомобиль в СССР», а также из личных архивов Игоря Жукова, Владимира Фиглева, Виктора Косова, Дмитрия Гладкого.