Найти тему

Могут ли у хорошего человека быть плохие мысли?

И.К. Айвазовский. Девятый Вал
И.К. Айвазовский. Девятый Вал

Что такое Хороший Человек?

Часто, с самого детства, нам транслируется то, что хороший человек, это, прежде всего, человек добрый и светлый. Этот человек всегда весел, жизнерадостен. Он альтруистичен. Он никогда никому не скажет слова поперёк. Он всегда отзывчив, внимателен и доброжелателен. Он умеет чисто и бескорыстно любить и прощать. Соответственно, и в помыслах этот человек просто обязан быть чист, возвышен и светел. В его внутреннем мире нет места тьме!

Однако, часто случается так, что как будто бы помимо воли этого человека, в нём появляются странные и даже пугающие мысли и фантазии.  Мысли о жестоких убийствах, агрессии, садистические фантазии, фантазии жуткого, в том числе и сексуального характера. И эти мысли и фантазии настолько ярки, что они с головой захлестывают человека, как бы отчаянно он им ни сопротивлялся. Это подобно Девятому Валу на полотнах Айвазовского. Могучая волна, размером с гору, подхватывает трепыхающуюся, тщетно сопротивляющуюся фигурку, крутит из стороны в сторону в белесой кипени эйфории, страха, призрачного ощущения вкуса запретного плода... А затем с яростной силой швыряет надоевшую игрушку на острые скалы раскаяния, стыда и вины.

После этого наш Хороший Человек чувствует себя абсолютно раздавленным и опустошенным. Он начинает ненавидеть и грызть себя за то, что, как ему кажется, он не такой, каким он сам себе представлял и каким бы хотел себя видеть. Естественно, в соответствии со впитанными с детства представлениями о том, каким должен быть настоящий хороший человек!

Возникают мысли о своей недостойности, порочности и безнадежной плохости. Раз у меня есть такие мысли, раз они могут так захватывать меня, значит, я не хороший. Я - плохой! Я отвратительный, мерзкий, чудовищный, и не заслуживаю ничего хорошего! Ни любви, ни друзей, ни того, чтобы наслаждаться жизнью и ее дарами! Ненависть к себе растет. Учащаются приступы самоедства, которое становится с каждом разом все беспощаднее. И, в то же время, поскольку психика человека снабжена мощными механизмами защиты - иначе бы мы, как вид, давно впали в глубокую депрессию, и давно тихо и тяжело померли, - а значит, в глубинах сознания, возникает смутный, но настойчивый протестующий возглас: "Да какого хрена!". И защитные механизмы психики начинают отчаянную, и зачастую тяжёлую, с оттенками безнадежности, борьбу за сохранение душевного равновесия, борьбу с контрпродуктивными приступами ненависти к себе и самоедства. Отсюда возникает чудовищное внутреннее напряжение. Которое ведет к резкой потере внутренней энергии, "ресурса", в постоянной апатии, слабости, хронической усталости и подавленности. Вместе с тем растет навязчивость темных, агрессивных мыслей, что замыкает круг падения-срывов и нового самоедства, ведущего к росту внутреннего напряжения, со все большим ощущением своей испорченности, никчемности и слабоволия. Вместе с внутренним напряжением растет разжражительность, злость, нетерпимость, агрессия к окружающим, скрытая, или явная, которая еще больше отдаляет человека даже от самых близких людей, делая его еще более несчастным. Змея кусает свой хвост.

Связано это с тем, что сам транслируемый образ Хорошего Человека получается чересчур однобоким. Судя по характеристикам, это уже даже не человек, а Господь Бог, который есть Абсолютный Свет и нет в нем никакой тьмы. Он идеален и совершенен! Все правильно. Да, вот, только, забываем мы о том, что мы-то не боги, а люди! А, следовательно, неидеальны.

Кстати, Православная традиция, как раз и говорит о том, что человек несовершенен, и, более того, не может быть совершенным в этом мире, поскольку сама его природа была повреждена Первородным Грехом. То есть, в каждом человеке есть осколки тьмы, ранки, оставленные Грехопадением, и в этой жизни от них никуда не деться. Через эти осколки тьмы, на человека воздействуют темные силы, насылая на него темные мысли, фантазмы, искушения. Справиться с ними помогают Церковные Таинства, Исповедь и Литургия. Кстати, следует отметить, что совершенно нормально, что человек из раза в раз исповедует один и тот же грех. Это значит, что он борется и не сдаётся, падает, и снова поднимается, чтобы идти дальше. Потому что нельзя пройти жизненный путь не споткнувшись. И многим все это помогает.

Но как быть, если человек, по тем или иным причинам, не участвует в Церковной жизни? Если не может туда влиться? Насчет того, что должен ли человек всеми силами, через "не могу" рваться туда, я ничего не буду говорить. На мой взгляд, тут никаких советов и наставлений быть не может, да и кто я такой, чтобы давать эти советы и наставления? На мой взгляд, это очень серьезный и очень личный выбор, который каждый человек должен сделать для себя сам!

Что же касается взглядов психологии, в частности, Аналитической психологии, разработанной на основе исследований швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга, то они во многом созвучны с Христианской традицией. Аналитическая психология говорит о том, что в каждом человеке есть как прекраснейший Свет, так и ужасающая Тьма. В частности, у каждого человека есть такая часть психики (если угодно, неотъемлемая составляющая внутреннего мира), как Тень. Тень представляет собою совокупность тех элементов личности, которые либо не попадают в сознание и не "замечаются", и тех, которые человек в себе категорически не приемлет, отказывается считать своими, вытесняет и/или проецирует на окружающих. Если говорить о предмете нашего обсуждения, то Тенью Хорошего Человека будет Плохой, или даже Ужасный Человек. То есть, сборная солянка качеств, противоположных качествам Хорошего Человека. Например, если Хороший Человек добр, то в Тени будут кипеть злость, ненависть и агрессия. Если Хороший Человек благороден и альируистичен, то в Тени будут таиться коварство и эгоизм. И так далее по списку. Здесь заключается важная тонкость: прошу обратить особое внимание, что при всем при этом, Тень не является сосредоточием всего отрицательного и злого, что есть в человеке! Отнюдь нет! Тень выполняет роль противовеса, призванного соблюдать равновесие системы. Можно, так же, сказать, что Тень представляет собой Трикстера, который проверяет на прочность, жизнеспособность и адекватность жизненные установки. Что еще более важно, в Тени скрыто сокровище, клад, охраняемый чудовищем, драконом, ключ, который поможет открыть доступ к источнику сил, вдохновения и творчества, что весьма способствует достижению Целостности и полному раскрытию потенциала личности.

Если с Тенью бороться и подавлять ее, то результат получится прямо противоположный ожидаемому. Она станет лишь сильнее и гуще, а ее импульсы станут еще яростнее и агрессивнее. Примерами таких отношений с Тенью могут служить борцы за чистоту нравов, которые оказывались замешаны в громких скандалах, или у которых обнаруживали коллекции отборного порно. Мыслители, ученые, артисты, творческие люди, боровшиеся со своей Тенью, обладающие тяжелым характером и страдающие от разного рода зависимостей - алкогольной, наркотической, игровой и т.д., - призванных снизить напряжение и ярость внутренней борьбы, выворачивающей внутренний мир наизнанку, отнимаюшей жизненные ресурсы и приводящей к печальным последствиям.

Аналитическая психология говорит о том, что Тень является частью нас самих, подобно любому из наших органов, жизненно важных для организма в целом. С ней ни в коем случае не нужно бороться и, тем более, игнорировать, с ней нужно "договариваться". Исключениями могут быть откровенно разрушительные импульсы. Например, неоправданное (когда жизни и здоровью твоих близких, тебя самого и просто находящегося рядом, но более слабого человека, ничего не угрожает) насилие, жестокость, садизм и т.д. Такие импульсы следует отлавливать и, что созвучно Христианской традиции, отсекать безо всякого сожаления. Но не стоит просто отбрасывать их, нет! Важно попробовать поисследовать их, понять, откуда они идут, зачем, для чего, что за ними стоит? Потому что чаще всего за этими разрушительными импульсами стоят неудовлетворенные потребности в любви, принятии, эмоциональном тепле и комфорте, и отдыхе, необходимом, чтобы восстановиться.

Часто в Тени содержатся ресурсы человеческой психики, необходимые для жизни. Например, та же агрессия, в ее "экологичном" проявлении, нужна для того, чтобы двигаться вперед, преодолевать встающие на жизненном пути преграды. Ради себя, своих близких, своего народа, да и Человечества в целом - смогли бы люди чего-то добиться, открыть, достичь, развиться, если бы были целиком и полностью пассивны и инертны, как тот самый лежачий камень? Тот же эгоизм, который большинство безоглядно гонит от себя - в его "нормальном проявлении", это, прежде всего, умение человека позаботиться о себе, если он чувствует, что его жизненные ресурсы истощены. Это умение восстановиться, дать себе расслабиться, когда это необходимо, восполнить истраченный ресурс, сохраниться, не "выгореть", набраться сил и дальше работать, творить, помогать близким и окружающим людям. И все это без срывов, злости, обид, недовольства и агрессии, которая влечет за собой острое чувство вины и опустошенность. Помните же: "в случае аварии, наденьте кислородную маску в начале на себя, а потом на ребенка". Потому что без вас, особенно в экстремальной ситуации, ребенку гарантированно не выжить!

Таким образом, предлагаем такой ответ на вопрос из заголовка: да, плохие мысли у хороших людей бывают! И это нормально! Это не делает, в целом, хороших людей плохими и недостойными. Вопрос, только, в том, почему эти мысли возникли? Что человек собирается с ними делать? И "кто в доме хозяин"?

Автор: Василий Грибов, юнгианский аналитический психолог, сказкотерапевт

Иллюстрация: И.К. Айвазовский "Девятый Вал"