Здравствуйте, друзья. Мы сейчас изучаем историю славянского язычества, воссозданную советским и российским историком и археологом академиком Борисом Александровичем Рыбаковым. Это не означает, что автор статьи, то есть я, во всём с ним согласен. Это объясняет то, что предыдущие мои статьи несколько отличаются от трудов Рыбакова. При расхождениях во взглядах я буду приводить параллели со ссылками на предыдущие публикации, и историков, считающих иначе.
В дошедших до нас источниках, преимущественно церковного содержания, славянские волхвы упоминалось в совсем уж исключительных случаях, уже в христианские времена, когда им удавалось увлечь за собой чуть ли не весь город. Одной из стадий превращения волхвов средневековья в ведунов и сказителей XIX века Рыбаков считал скоморохов.( Про скоморохов я кстати писал, можете полюбопытствовать: Как появились скоморохи на Руси).
Этнография даёт ценнейшие материалы по деревенским знахарям и знахаркам, колдунам и ворожеям, которые лечат людей, заговаривают скотину, насылают порчу или привораживают, определяют злодеев, предсказывают будущее, оберегают от эпидемий, знают свойства трав и знают десятки древних заговоров. Эти сведения о знахарях, которых ещё в XVII веке называли волхвами, возвращают нас на тысячу лет назад и позволяют увидеть религиозный быт славянской языческой русской деревни во всей полноте.
Борис Александрович обращает внимание на схожесть западнославянских слов knez—жрец, волхв, и knize—князь. Рыбаков считает, что в условиях первобытного родового строя князь был и главой семьи и исполнителем обрядов. Тут вспомнилось, как в своё время я ссылался на С.М. Соловьёва, утверждавшего, что жреческого класса на Руси не было, жреческие обязанности исполнял князь, или глава рода: Российский историк о язычестве в древней Руси. В русском крестьянском быту XIX века жениха и невесту во время свадьбы называли "князем со княгинюшкой". На таком семейно-родовом уровне "князь" расценивался как глава семейных дел и руководитель семейных религиозных обрядов.
Однако изучения деревенских знахарей мало для того, чтобы изучить общую картину славянского языческого общества. Ещё в первом тысячелетии до Р.Х проводились "события", соборы", "толпы"—многолюдные племенные сборища со сложными языческими ритуалами, обрядами, с применением изготовленных заранее реквизитов.
Рыбаков считал, что в древних племенах были люди, разрабатывавшие и совершенстовавшие систему обрядов, знавшие, или самостоятельно сочинявшие молитвы и песнопения, мелодии напевов, формы обращения к богам. Жрецы были неотъемлемой частью языческого общества.
По археологическим материалам мы можем определить некоторые жреческие функции. Это, например, календарь с точным определением сроков молений, изображённый на кувшине, найденном на раскопках в селе Ромашки Киевской области. Кувшин IV века, предназначенный для молений о дожде
Рыбаков отмечает сложность и высокую точность календаря. На нём обозначены дни появления первых ростков—1 или 2 мая, указан общеславянский праздник 4 июня, Ярилин день (это по мнению Рыбакова, про Ярилу у меня были публикации Языческие боги славян. Ярило, Кострома, Весна и Славянские языческие боги, которых не было), общеевропейский праздник летнего солнцестояния 24 июня, Иван Купала. Есть и день Перуна, 20 июля.
Помимо всех праздников, на глиняном календаре определены четыре периода дождей, необходимых для яровых хлебов в этой местности. Этот календарь—результат многолетних наблюдений и фиксирования их, чтобы содать безупречное расписание магических молений о дожде. Для их фиксации была придумана особая знаковая система. Прочтение календаря IV века позволяет нам понять смысл фразы Черноризца Храбра, писавшего в X веке:
"Прежде убо словене не имеху къниг, но чьртами и резами чьтяху и гадаху (гадааху) погани суще."
Черты и резы на кувшине, по мнению академика Рыбакова, должны были выполнять основную задачу—заклиная воду из родника, вызвать, вымолить у Рода (Рыбаков считал слово "род" из церковных увещеваний именем верховного языческого бога славян) воду небесную: "Ов требу створи на студеньцы—дъжда искы от него". Волхвы, знающие заклятия от засухи, производящие точные расчёты сроков дождей, рассматривались народом, как особые существа, умеющие превращаться в животных, и даже устраивать затмение солнца и луны:
"Облакогонештеи от селян влъкодлаци (вурдалаки) нарицаються: егда убо погыбнеть луна или слънце - глаголють: влъкодлаци луну изъедоша или слънце".
Волхвам-волшебникам приписывалось влияние на те силы природы, которые обеспечивали урожай. Серапион Владимирский писал, упрекая свою паству:
"От ких писаний се слышасте, яко волхвованием глади бывають на земле и пакы волхвованиемь жита умножаются?"
Чародейство—магические действия с водой и различными травяными отварами в специальных сосудах—чарах. Известны заздравные круговые чары, расчитанные на сотню участников пира,например,чара черниговского князя Владимира Давыдовича середины XII в. спожеланием здоровья всем, пьющим из нее.
Иногда под чародейством подразумевалось отравление:
"Исходят чаровницы по лугам и болотам, ищуще смертные травы"
На этом, с вашего позволения прервусь, продолжу в следующий раз, уж больно тема интересная.
До свидания, друзья. Всего вам доброго. Жду ваших лайков и подписок.