Найти тему
Стиль жизни

Владимир Маканин: "быстрее всех привыкает к удаче тот, кто ее боится..."

"Человек заметил вдруг, что чем более везет в жизни ему, тем менее везет некоему другому человеку, — заметил он это случайно и даже неожиданно. Человеку это не понравилось..." - так начинается один из самых знаменитых и загадочных рассказов Владимира "Ключарев и Алимушкин".

Если попытаться пересказать сюжет этого рассказа, то очень быстро можно запутаться в придаточных и боковых линиях, которые причудливо выплетает судьба. Или - автор!

Владимир Маканин - дитя войны, закаленное голодом и холодом поколение, которое взвалило на свои плечи послевоенное мироустройство: оттепель, генеральный секретарь всея кукурузы, Хрущов, стучащий ботинком в ООН, Карибский кризис, "Новый мир", Солженицын, Евтушенко, бардовские песни у костра... Юный провинциал силен в математике и шахматах. Закончив мехмат, идет в преподаватели...

-2
-3

" — Удача — вещь хорошая, — сказал он, подняв высоко рюмку, — но быстрее всех привыкает к удаче тот, кто ее боится.

Он повел глазами в сторону жены. Все засмеялись.

— И молодец, что привыкает! — выкрикнул кто-то.

— Не спорю. Молодец... Но она уже привыкла, и теперь ей опять будет маловато. И теперь она опять будет хотеть новых удач — так устроен человек...

— Не буду, — сказала жена со смехом. — Не буду хотеть. Я их боюсь.

Все засмеялись. И закричали:

— Будешь! Будешь! Будешь хотеть новых удач!"

Совершенно фантастический рассказ, в жизненных мелочах, вроде бы несущественных, растворен быт, дух, философия эпохи.

-4

В Маканине смешался, как в хорошо и плотно замешанном тесте, физик и лирик. Причем, это математически выверенная вроде бы небрежная манера вдруг, совершенно неожиданно окликает застывшую глубинную, глубоководную изнанку человека, то стыдное и стадное, о котором вроде бы и не принято говорить покорителю космоса и Енисея.

Блестяще показав в этом рассказе раздвоенность, двойное дно, Маканин по сути описал жизнь одного человека. Ключарев и Алимушкин - не двое, а один, каждый, любой.

Типовой потрет современника, типаж советского или даже шире обывателя вообще, на все времена.

-5

Говорят, что в романе «Один и одна» Маканин "спровоцировал дискуссию в печати, покусившись на один из главных интеллигентских мифов — миф о шестидесятниках".

В аннотации к роману читаем:

"У героев романа — типичная для того поколения биография: университет, бурные споры о «главном», походы и песни у костра, театр «Современник» и стихи Евтушенко, распределение в провинцию, возвращение в столицу..."

-6

Маканин покусился по сути на свое прошлое:

"«Меня, собственно, не Н. волнует. Скульптор как скульптор. Кажется, он стал в искусстве обычным приспособленцем. Но он добр, это видно по лицу, это чувствуется, а я... я просто хочу посмотреть людей. Давно не видел», — объяснял Геннадий Павлович самому себе, все еще волнуясь и нет-нет поправляя на горле душивший галстук...."

Но ведь лишь удаляясь от предмета, зритель может постичь его суть:

"Предоставленный самому себе Геннадий Павлович шел от скульптуры к скульптуре и, увы, не приближался, а как бы все больше отдалялся, отчуждался от Н..."

Маканин вопреки общему тихому жизненному безумию и всегдашней мелочной бытовой суете продемонстрировал, что для того, чтобы писать, не надо никуда бежать. Бежать впереди паровоза, у паровоза истории отказали тормоза, в Коммуне остановки очевидно уже не предвидится. Во время всеобщего карьерного шухера и лауреатства, не надо никуда торопиться, вглядываясь и вслушиваясь в окружающий космос и оставаясь на своих местах:

"Когда Геннадий Павлович сделал шаг (шажок) в их сторону, но, в сущности, остался на месте, а затем вроде как вновь шагнул к ним и вновь не сдвинулся, натурщица, с которой он танцевал, улыбнулась..."

-7

Награда нашла героя, когда он по сути перестал писать. Его последние рассказы, в частности "Кавказский пленный" - кинематографичны, но невыразительны. Недаром, он некогда учился на "Высших сценарных курсах". Можно было подумать что Акела промахнулся, он начал повторяться:

"Андрей действительно работал, хотя работалось ему неважно – утроенная порция мяса с картошкой, выделенная ему Викой, едва не свалила его в постель. Он зевал. Он тер глаза. В сознании мелькало что-то яркое и расцвеченное – ему снились короткометражные сны, две секунды, не больше, – снились павлины, женские косынки, восточный базар и новенькая географическая карта Крыма..."

По сути Маканин писал одну и ту же книгу, одну и ту же вещь, один и тот же роман, продолженный во времени. Так Гёте 70 лет писал своего "Фауста".

-8

Большую книгу большого писателя. Премия "Большая книга" была присуждена при жизни автора посмертно его великому таланту.

Таких писателей, как Маканин, уже не будет!

Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года.