Найти тему
Артур Рыкалин

Желание учиться: будет ученик - учитель найдётся

Большую роль в обучении играет субъектность. Часто она в разы важнее для результата, чем знание предмета. Если ученику интересно, важно, он готов нести ответственность, трудиться, искать возможности, то с любого почти уровня можно выйти на результат. Наоборот, если есть много ресурсов (бюджет, время, материалы, преподаватели, здоровье и др.), но нет субъектности, то можно не дойти до цели. Лошадь можно подвести к воде, но заставить её пить невозможно. Со стороны это звучит как банальность, но мой личный опыт работы с учениками (более 500) это прочувствовал в каждом примере. И важно, что ученики были все очень разные. Первый класс и взрослый предприниматель или топ-менеджер на MBA, в России и в Англии, школа и университет, математика и экономика, начальный уровень или задачи, которые просто мало людей в стране может решить из-за их субъективности.

Важнейшая задача учителя - постепенно отходить в сторону. Чтобы его было не видно, а всё больше был виден ученик. Чтобы ученик всё больше действовал сам и всё меньше смотрел на учителя. Учитель-звезда - это ярмо для учеников, так как он захочет вечно блистать на сцене или у доски, вечно занимать эфир и не давать выходить в эфир ученикам. Но сегодня пока ещё в школе закреплена привычка пассивного обучения, когда ученик приходит без субъектности и перед ним должен танцевать маститый преподаватель.

Примеры субъектности и как родители подавляют её у своих детей. Два парня из 10 класса. Договариваются мамы, оплачивают мамы. У одного мама постоянно что-то пишет в чат, суетиться, пробует воровать время, сыну создала золотую клетку и он мало самостоятелен. Это проявляется в слабом тонусе, низкой проактивности и как результат - малой продуктивности и самостоятельной работе. С мамой второго десятиклассника я общался один раз, а дальше всю работу ведёт сын. В итоге он много делает сам, быстро продвигается, вдумывается, спокойно общается со мной на равных, без комплексов и уважительно. А третий десятиклассник вообще всё делает сам: сам меня нашёл, договорился, оплачивает, выполняет работы, согласовывает расписание. При этом у него сильно другой часовой пояс, ведь он во Владике. Это ему не мешает договариваться со мной, с учётом его и моей занятости и плотного расписания.

Стоит ли продолжать и понять почти очевидность результата, когда мама третьекурсника из Плешки договаривается и постоянно спрашивает, когда будет занятие и какие результаты?! В итоге сын вялый и привык, что он ничего не делает, а преподаватель делает всё. Какими учебниками пользуешься? (Никакими). В Яндексе смотрел? (Нет). Какие есть вопросы? (Молчание). Какой конкретно слайд не понятен? (Молчание). Какие задачи пробовал прорешать? (Никакие). Потом начинается терапия и после коротких примеров ученик, скрепя, начинает сам решать, ошибаться, получать результат, читать конкретный слайд, находить формулу и, оказывается, что всё не так сложно, особенно, когда есть сотни возможных действий, которые приведут к результату. Надо просто делать. Важнейшая рокировка в образовательном процессе: с "думай-думай - не делай" на "делай - думай - делай".

Новая стадия субъектности в экономико-математическом образовании - онлайн-курсы (доступные на русском и английском без оплаты даже). Уже несколько новых учеников приходят лишь для небольшого коучинга, ведь они сами проходят онлайн-курсы, читают и решают и им лишь нужен мастер для взгляда со стороны и упрощения фишек. Огромная библиотека не то что книг, а проработанных курсов доступны безплатно почти по всем дисциплинам - изучай вдоволь. И это касается как изучения с нуля, так и подготовки к экзаменам, пересдаче и др. И для школьников, и для студентов. Неудивительно было, что студент 3 курса Плешки даже не знает, что такое Курсера.

Сегодня образование доступно для любой деревни, экопоселения, отдалённого городка - было бы желание и готовность искать возможности, а не оправдываться причинами.

Ещё один интересный свежий пример. Женщина преподаёт экономико-математические дисциплины в университете постсоветской республики. Сама решила проходить разные курсы на Курсере для повышения своего уровня и ввода в новые необходимые предметы. База у неё очень низкая, но желание учиться - большое. Сама до занятий много проработала по курсам разным, а с занятиями пошла ещё быстрее, наблюдая пример, как можно бегло всё применять. Привет российским школьным учителям и мгушным преподам (таких много, несмотря на бренд университетского шпиля), которые десятилетиями преподают одно и то же, по тем же почти программам.

Не позволяйте предметности мешать субъектности. Школа и университет не должны мешать настоящему воспитанию и образованию, которые вам никто не даст, а которые можно только взять самим. Возьмите ответственность за воспитание и образование и не ждите, что кто-то вам что-то должен, особенно государство. Будущее, конечно, за местными школами в небольших сообществах учителей и родителей, где можно заниматься субъектностью с помощью предметности. Сейчас же в городах предметность просто подавляет субъектность и в урагане занятий, домашек, транспорта до школы и другой суеты для субъектности просто не остаётся времени.