Поразительная судьба Ивана Лихачёва сама просилась в кино. И я это сделала (в виде сценария). Только вообразите, этот парень был малообразованным и служил в ЧК. Но фанатично обожал технику и всё крутился в гаражах. И вот взял, оп, да и создал весь советский автопром, а сам стал министром! Но быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Гаражи-то ему сразу отдали в распоряжение. И цех какой-никакой. Но одним гаечным ключом передовую технику не построишь... Сначала партия усадила его за учебники, преподавателей приставила, стал он получать домашнее образование. А было Иванушке о ту пору годков уж тридцать. Но справился будущий русский богатырь автопрома с науками. И отправился за тридевять земель, тридевять морей в тридесятое царство Америку к самому королю автомобилестроения Генри по прозванию Форд.
Почему Генри Форд выбрал нашего Ивана, то его секрет. А мы говорим о папе нашей зарождавшейся тогда отрасли. Так или иначе, а переоделся он во всё модное, сел в Бьюик и начал светскую жизнь. Ново-Светскую - американскую. Глянулась она ему очень! Особенно хозрасчёт, не чета плановой экономике. Несколько месяцев мистер Лихачофф ежедневно изучал конвейеры, станки, организацию работ, принципы управления.
Вернулся в СССР, переоделся обратно в мятый мешковатый костюм. А остальное выбросить из головы не смог и вытребовал под свою ответственность хозрасчётное предприятие вместо обычного завода. Тут-то и полюбили его рабочие с итээровцами! И расстарались на славу на своих кровных, но при этом жирных зарплатах. Да, оказалось, так бывает.
Мало-помалу вырос заводишко из пары гаражей в колосса на шипованных колёсах (кстати, были такие авто в СССР, но это другой сказ).
А Иван Алексеевич Лихачёв сначала спасал положение на фронтах, изобретательно создавая ноу-хау на эвакуированном ЗИС и снабжая бойцов разной техникой.
Работали в промерзших цехах, мало спали, скудно ели. Такую работу не назвать иначе как трудовым подвигом.
А потом Иван Лихачёв заслуженно стал министром СССР. Умер рано, сразу после его смерти заводчане настоятельно попросили правительство присвоить заводу имя их бывшего директора, которого любили и непосредственные подчинённые, и работяги в цехах. И ЗИС в 1956 году стал ЗИЛом.
#СССР #ретро