Найти тему
Просвита

Категория возвышенного в античности

Оглавление

Человек по своей природе стремится к чему-то прекрасному, лучшему. Это чувство можно назвать потребностью к возвышенному. Возвышенное, как и другие эстетические категории, является сложным и многоаспектным. Для кого-то возвышенное — это получение безграничной власти, богатства, славы, а для других, наоборот, отказ и независимость от этих жизненных благ вызывает чувство возвышенного.

Единый подход к возвышенному можно установить только, спросив о его сущности в людей из разных социальных слоев. Если подавляющее большинство представителей всех возрастных групп, народностей, профессий признают какое-то явление или предмет возвышенным, то скорее всего это и будет возвышенным.

Но я все же считаю, что каждый индивид в праве сам признавать для себя возвышенное. Например, я, услышав о категории возвышенного, сразу вспомнил знаменитую пирамиду Маслоу. Так вот, по моему мнению, возвышенное кроется где-то на высшей ступеньке самовыражения, включая склонность к творчеству, нравственности. Если так подумать, то получается, что стремление к возвышенному, которое просыпается в человеке, отличает его от животного и делает его особенным существом в мире.

Возвышенное в античности

Понятие возвышенного зародилось в поздней античности в связи с возникновением поэтики и риторики. Первоначально термин «возвышенное» означал особый стиль речи, который характеризовался торжественностью и значимостью.

В античности возвышенное выражалось в искусстве. Особенно, в строительстве величественных сооружений: храмах, театрах. Например, можно вспомнить Олимпию в храме Зевса и в скульптурном изображении бога-громовержца. Возвышенное проявляется в таких формах отражения как грандиозность, масштабность и монументальность.

Скульптурное изображение Зевса в Олимпии, Источник: https://cutt.ly/1zPCsBd
Скульптурное изображение Зевса в Олимпии, Источник: https://cutt.ly/1zPCsBd

Признаки возвышенного

Определенные признаки, которые можно приписать возвышенному, были сформулированы еще древнегреческим писателем Псевдо-Лонгином. Как правило, они связаны с риторическим искусством, то есть мастерством человека владеть словом.

Первым из них выступает способность человека к высокому мышлению и суждению. Кстати, это прекрасно соотносится с моим мнением о пирамиде Маслоу, ведь человек, который не удовлетворит свои первичные потребности, не будет думать о возвышенном. Вторым признаком является сильный вдохновляющий пафос, который и должен вызывать чувство к возвышенному. Эти характеристики лежат в основе человеческой природы.

Другие признаки жажды возвышенного, в отличие от первых двух, приобретаются в процессе развития, образования. К ним относятся умение составлять нужные языковые фигуры, использование благородных, богатых и утонченных оборотов речи. Напоследок, пятым признаком является гармоничное сочетание вышеуказанных условий.

Как видим, характеристика возвышенного Псевдо-Лонгина коррелируется с риторическим искусством, что, по моему мнению, не совсем раскрывает сущность возвышенного, котороя выходит за пределы риторики. Более того, я бы не назвал эти признаки обязательными. Возвышенное не вписывается в какие-то четкие рамки и появляется даже в самых неожиданных выражениях. Главное, что возвышенное вызывает у человека необычное ощущение, стремление к каким-то поступкам, самосвершення и достижения высоких целей, существующих в человеческой природе.

Вывод

Итак, категория возвышенного возникла в Древней Греции в результате развития риторики и поэтики. Как по мне, то античные философы не создали какой-то мощной теории возвышенного. Скорее всего, они в большинстве случаев просто отождествляли его с умением красиво говорить и выражать свои мысли. Но то, что их наработки стали основополагающей базой в исследовании возвышенного, не подвергается сомнению.

Литература: Псевдо-Лонгин — Трактат о возвышенном

Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал. Заходите и читайте другие мои материалы. Благодарю за внимание!