Помимо всем известного чучела в центре праздника, вкусных блинов повсюду на площади, и столба с баранками на верхушке, этот праздник еще украшали различными изображениями солнца, блинов и баранок. Простой народ, который вне праздника, далеко не всегда имел на столе блины и баранки, призывал, таким образом, достаток в свой дом.
Но, во времена язычества, был еще один атрибут этого праздника, который постепенно исчез из праздничного обихода. Назывался этот предмет шубуршалка. Это был шест, длинной, около 2-х метров, на верхушке которого были закреплены сухие, шуршащие на ветру, крашенные стебли и листья бочарной травы, она же, рогоз. А сейчас мы бы назвали это просто камыш.
На длинном шесте, вверху, крепили небольшую перекладину ( по типу нашей швабры). На ней густо закрепляли длинные стебли камыша. Когда дул ветер, эти стебли сильно шуршали, отчего и получили название шубуршалка. А смысл и назначение у нее были великие: считалось, что это шелест просыпающейся весны. И шубуршалка прогоняет морозы порч.
Как правило, Шубуршалки делала молодежь. Друг перед другом стараясь, у кого ярче будет, у кого стебли длиннее свисают и у чьей шубуршалки звук громче.
Они ходили гурьбой, и большое количество вместе собранных шубуршалок издавали постоянный звучный шорох. Особенно при сильном ветре. Ветру радовались и просили его дуть сильнее, чтобы сдуть снега и морозы. В средине этой ватаги всегда был самый дюжий молодец , который нес самую длинную шубуршалку. И, когда эта ватага приближалась к месту праздничного схода, ряженные начинали активный танец под шумовое сопровождение ( тыквенные погремушки, колокольцы и прочее)
Нам очень понравилась эта идея!! . Только от одного слова шубуршалалка, становилось весело и празднично. Камыша у нас не было, и мы обошлись «вениками» из папиросной бумаги. Они, конечно, не издавали должного звука, но было красиво и весело. Вот так мы вернули в жизнь старорусский языческий обряд.
Праздник всегда веселее и значимее для тех, кто его готовит.
Как сделать чучело Мораны смотрите здесь