Найти тему

СК возбудил уголовное дело против отца сестёр Хачатурян. А что мешало возбудить дело 2 года назад?

Я ни в коем случае не оцениваю работу коллег и не подвергаю критике само расследование дела, поскольку не участвовал в этом процессе, а значит, располагаю только теми данными, что просачивались в СМИ. Тем не менее интересно порассуждать, с какими проблемами столкнулись органы следствия в этой резонансной истории.

Из последних позитивных новостей - дело будет рассматриваться судом присяжных, что определенно можно назвать прогрессом для нашей судебной системы. Присяжные, я надеюсь, смогут дать объективную и максимально объемную оценку обстоятельствам. Как ни крути, именно присяжные, а не профессиональные судьи порой смотрят на дело намного глубже. Однако настораживает, что Мосгорсуд пока так и не смог отобрать коллегию, чтобы начать рассматривать дело Хачатурян. Уже в шестой раз. Интересно, почему столько сложностей?

Давайте порассуждаем. Итак, есть убийство (хотя сторона защиты настаивает на неиспользовании этого слова), есть сторона потерпевшей - родственники убитого, возмущенные произошедшим. По их мнению, в семьей ничего такого не происходило, ссылаются на кавказские строгие методы воспитания. Но одновременно с этим и сами девочки тоже потерпевшие, они как никак потеряли отца, близкого человека, что добавляет сложности в расследовании. В разное время отрабатывались такие версии как преступление, совершенное в состоянии аффекта, применение самообороны, что может стать основанием для избежания уголовной ответственности.

Присяжным нужно будет дать оценку именно этим обстоятельствам. Интересна и позиция генпрокуратуры, которая говорила, что девочки действовали по крайней необходимости. По данным СМИ, они жили, мягко скажем, в страшным условиях, терпели истязания, сексуальное насилие. Самая младшая из сестер не осознавала характер своих действий, была невменяемой - это говорится в обнародованных психолого-психиатрических экспертизах. Не обошлось без девиации, домашнего насилия. Есть масса исследований, в которых врачи давали оценку тому, что стало причиной преступления.

Таким образом мы видим, что дело очень многогранное, просто так, следуя одной только букве закона, найти виновных и разойтись не получится.

Единственный вопрос остается на поверхности - почему так долго не возбуждалось уголовное дело? Сейчас речь идёт о трёх статьях – «Насильственные действия сексуального характера», «Понуждение к действиям сексуального характера» и «Истязание». Но ведь материалы проверок по истязаниям выделили почти сразу, все козыри на руках были еще в 2019-м. Каждый шаг обжаловался через судебные инстанции, жалобы вышестоящим должностным лицам. Уже и пристальное внимание общественности ослабло, хотя именно благодаря этой поддержке дело не спустилось на тормозах. Почему же все таки следственным путем эти вопросы не выяснились сразу?

Как всегда мы видим, что у органов следствия работает принцип тенденциозности, когда отметаются все за и против и дело всеми правдами и неправдами тащится в суд - это для них главное. Причем тут даже не замечают, что мотив и смягчающие обстоятельства совпали «преступные действия Михаила Хачатуряна». Здесь надо сказать браво коллегам, они добились возвращения дела на доследование в прокуратуру. А что будет дальше? Каким будет исход? Нужно определенно наблюдать за ходом событий, это большая история для системы. Страшная, тяжелая, но очень важная.

Важна она и потому, что еще каких-то 5-10 лет назад о домашнем насилии в России молчали, не было принято публично об этом говорить. И нельзя сказать, что насилия не было, было, просто сор из избы не выносили. И вот адекватного закона, защищающего от тирании, до сих пор нет. Поэтому дело сестер не просто очередной пунктик в чьей-то карьере, а важная веха.

А что вы думаете о случившемся?