Найти тему
Ольга Осипенко

Почему нужно баловать детей. Пример М.Ю. Лермонтова

Оглавление

«Балуйте детей побольше, господа, вы не знаете, что их ожидает!» – призывал Владимир Набоков родителей в «Других берегах», тут же признаваясь, что сам он был «до прекрасной крайности» трудным, своенравным, избалованным ребенком.

Самый яркий положительный пример «баловня» в нашей истории, это, пожалуй, пример Михаила Лермонтова.

Несмотря на то, что в основе его «избалованности» лежала семейная драма, окружение ребёнка достаточной свободой скорее всего и дало почву для появления Гения.

Я не призываю искать гениальность в своих детях, хотя это одно из проявлений любви, а посмотреть с точки зрения анализа другой выдающейся семьи на то, как иногда важно ослабевание рамок в воспитании.

«Везде, где было в семье баловство, обнаруживается многообразие впечатлений, интересов, увлечений детей. Баловство означает свободу попробовать все, что привлекает ребенка, и в каждый предмет погрузиться настолько глубоко, насколько подсказывает инстинкт. Вплоть до окончательного и уже недетского погружения в тему или предмет, которым суждено стать ключевыми в жизни гения»- пишет Юлия Ященко в своей книге «Русские опыты воспитания гениев».

Арсеньева Елизавета Алексеевна (урожд. Столыпина) (1773–1845 гг.), бабушка русского поэта М. Ю. Лермонтова по материнской линии
Арсеньева Елизавета Алексеевна (урожд. Столыпина) (1773–1845 гг.), бабушка русского поэта М. Ю. Лермонтова по материнской линии

Бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева взяла внука на воспитание в возрасте 2,5 лет после смерти своей дочери Маши.

Для неё он был «свет очей», и своей главной целью она сделала его развитие.

Елизавета Алексеевна создавала наилучшие их возможных условий для развития внука и не жалела на это средств.

Опиралась она, в свою очередь, на свой детский опыт. Ее отец, имевший славу ценителя искусства, организовал когда-то в имении хор, театр и привлекал к участию в постановках дочерей. Можно предположить, что в его доме была творческая свободная атмосфера, которую Арсеньева постаралась воспроизвести для внука.

Шумную семью Мише Лермонтову заменяли дворовые люди. Они вместе шили костюмы, устраивали представления. Летом все отправлялись с Мишей в лес, а зимой катались с горки.

«Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его». «Уж так веселились, так играли, что и передать нельзя. Как только она, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!» «...Этот внучек - баловень, пользуясь безграничной любовью своей бабушки, с малых лет уже превращался в домашнего тирана, не хотел никого слушаться, трунил над всеми, даже над своей бабушкой, и пренебрегал наставлениями и советами лиц, заботившихся о его воспитании».

Миша Лермонтов
Миша Лермонтов

Но это всего лишь поверхностный вывод некоторых современников.

У той свободы были противовесы, которые определяли ее рамки. Ведь ребёнок много и превосходно учился, в юности заботился о своей бабушке и безмерно ее уважал.

Бабушка была очень прагматичная, и не могла допустить лишь слепого обожания без развития.

Если бы это был баловень-тиран, он бы не смог усердно учиться и знать уже три языка к моменту поступления в пансион. И поступил Михаил сразу в четвёртый класс.

Гувернанткой у Миши была религиозная женщина, которая прививала любовь к ближним.

Однажды Миша спросил, почему у крестьян дым идёт из крыши. Ему сказали, что дома топятся по-чёрному. После чего он попросил у бабушки выдать всем кирпичи на трубы. Бабушка уважала его мнение и согласилась.

Все активные игры на свежем воздухе с дворовыми детьми нужны были для укрепления здоровья. Бабушка боялась, что он будет такой же слабый, как и его мать.

Когда Миша подрос, стал заниматься стрельбой, гимнастикой, верховой ездой.

В обучении она его не наказывала, не порицала, даже когда он отказывался от учебы. В итоге, все равно он осваивал ту или иную науку. Видимо, секрет в том, что у Елизаветы Алексеевны был весомый авторитет. При этом, не было ни наказаний, насилия, угрозы свободному развитию.

Это именно то, чему учат все педагоги-гуманисты - уважать ребенка, создавать рамки без использования насилия и осваивания того или иного вида деятельности из-под палки, через «не хочу».

Делаем вывод:

В баловстве есть два огромных плюса:

Первый - оно является свидетельством безусловной любви, которая даёт ребёнку веру в себя и нормальную самооценку. Завышенную получить очень сложно. Скорее, большинство людей страдает от заниженной самооценки.

Второй- ребёнок из-за данной ему свободы может попробовать себя, свои силы и найти то занятие, в котором он обязательно преуспеет, пусть это будет даже детское увлечение. И если оно не перерастёт в дело всей жизни, у ребёнка «на подкорке» будет запечатан пример собственного успеха, что, опять же, будет серьезным фундаментом в будущем.