«Балуйте детей побольше, господа, вы не знаете, что их ожидает!» – призывал Владимир Набоков родителей в «Других берегах», тут же признаваясь, что сам он был «до прекрасной крайности» трудным, своенравным, избалованным ребенком.
Самый яркий положительный пример «баловня» в нашей истории, это, пожалуй, пример Михаила Лермонтова.
Несмотря на то, что в основе его «избалованности» лежала семейная драма, окружение ребёнка достаточной свободой скорее всего и дало почву для появления Гения.
Я не призываю искать гениальность в своих детях, хотя это одно из проявлений любви, а посмотреть с точки зрения анализа другой выдающейся семьи на то, как иногда важно ослабевание рамок в воспитании.
«Везде, где было в семье баловство, обнаруживается многообразие впечатлений, интересов, увлечений детей. Баловство означает свободу попробовать все, что привлекает ребенка, и в каждый предмет погрузиться настолько глубоко, насколько подсказывает инстинкт. Вплоть до окончательного и уже недетского погружения в тему или предмет, которым суждено стать ключевыми в жизни гения»- пишет Юлия Ященко в своей книге «Русские опыты воспитания гениев».
Бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева взяла внука на воспитание в возрасте 2,5 лет после смерти своей дочери Маши.
Для неё он был «свет очей», и своей главной целью она сделала его развитие.
Елизавета Алексеевна создавала наилучшие их возможных условий для развития внука и не жалела на это средств.
Опиралась она, в свою очередь, на свой детский опыт. Ее отец, имевший славу ценителя искусства, организовал когда-то в имении хор, театр и привлекал к участию в постановках дочерей. Можно предположить, что в его доме была творческая свободная атмосфера, которую Арсеньева постаралась воспроизвести для внука.
Шумную семью Мише Лермонтову заменяли дворовые люди. Они вместе шили костюмы, устраивали представления. Летом все отправлялись с Мишей в лес, а зимой катались с горки.
«Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его». «Уж так веселились, так играли, что и передать нельзя. Как только она, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!» «...Этот внучек - баловень, пользуясь безграничной любовью своей бабушки, с малых лет уже превращался в домашнего тирана, не хотел никого слушаться, трунил над всеми, даже над своей бабушкой, и пренебрегал наставлениями и советами лиц, заботившихся о его воспитании».
Но это всего лишь поверхностный вывод некоторых современников.
У той свободы были противовесы, которые определяли ее рамки. Ведь ребёнок много и превосходно учился, в юности заботился о своей бабушке и безмерно ее уважал.
Бабушка была очень прагматичная, и не могла допустить лишь слепого обожания без развития.
Если бы это был баловень-тиран, он бы не смог усердно учиться и знать уже три языка к моменту поступления в пансион. И поступил Михаил сразу в четвёртый класс.
Гувернанткой у Миши была религиозная женщина, которая прививала любовь к ближним.
Однажды Миша спросил, почему у крестьян дым идёт из крыши. Ему сказали, что дома топятся по-чёрному. После чего он попросил у бабушки выдать всем кирпичи на трубы. Бабушка уважала его мнение и согласилась.
Все активные игры на свежем воздухе с дворовыми детьми нужны были для укрепления здоровья. Бабушка боялась, что он будет такой же слабый, как и его мать.
Когда Миша подрос, стал заниматься стрельбой, гимнастикой, верховой ездой.
В обучении она его не наказывала, не порицала, даже когда он отказывался от учебы. В итоге, все равно он осваивал ту или иную науку. Видимо, секрет в том, что у Елизаветы Алексеевны был весомый авторитет. При этом, не было ни наказаний, насилия, угрозы свободному развитию.
Это именно то, чему учат все педагоги-гуманисты - уважать ребенка, создавать рамки без использования насилия и осваивания того или иного вида деятельности из-под палки, через «не хочу».
Делаем вывод:
В баловстве есть два огромных плюса:
Первый - оно является свидетельством безусловной любви, которая даёт ребёнку веру в себя и нормальную самооценку. Завышенную получить очень сложно. Скорее, большинство людей страдает от заниженной самооценки.
Второй- ребёнок из-за данной ему свободы может попробовать себя, свои силы и найти то занятие, в котором он обязательно преуспеет, пусть это будет даже детское увлечение. И если оно не перерастёт в дело всей жизни, у ребёнка «на подкорке» будет запечатан пример собственного успеха, что, опять же, будет серьезным фундаментом в будущем.