...Увы, история действительно злополучная. Булгаков в письмах друзьям упоминает уже знакомый нам образ - финский нож. Только поразил он его в спину.
Вишневский, по-видимому, был вполне последовательным и искренним сторонником новой власти. Это не мешало ему, например, пытаться публиковать Ахматову (правда, как сейчас это называют, "колеблясь с линией партии"). Он лавировал, стремясь сохранить влияние, и зачастую использовал это влияние на благо литературе - например, ратовал за издание многих дореволюционных писателей:
Россия, именно Россия, показала во всем своем величии всю силу своей новой организации, культуры, техники. И это фактически не только от 25 октября 1917 года, а из всего тысячелетнего и более русского пути, практики, многонациональных внутренних связей и т. д….
Я уже говорила о его материальной помощи ссыльному Мандельштаму...
Но Зощенко и особенно почему-то Булгакова он ненавидел идейно и последовательно. Почему? Казался ли ему Булгаков "недобитком", особо зловредным осколком ненавистного прошлого - ведь отчаянную ненависть к белой гвардии Вишневский принес с фронтов Гражданской войны? Или все пошлее, и он боялся, как иногда предполагают, конкуренции с маститым писателем на поле современной драматургии? Мы этого уже не узнаем, но, судя по всему, неприязнь здесь была откровенная и с самоотдачей.
Остановка начатых репетиций "Мольера" не только больно ударила по нервам и самолюбию писателя. Она сильно пошатнула его финансовое положение. Булгакову буквально нечем было заплатить за съем квартиры.
Он пишет Павлу Попову 19 марта 1932 года:
Оказалось, что пьесу снял не Государственный орган. Уничтожил «Мольера» совершенно неожиданный персонаж! Убило «Мольера» частное, неответственное, не политическое, кустарное и скромное лицо и по соображениям совершенно не политическим. Лицо это по профессии драматург. Оно явилось в театр и так напугало его, что он выронил пьесу.
Чем же именно напугал? Дело в том, что Вишневский написал еще 11 ноября 1931 в "Красной газете" гневную статью о готовящейся постановке "Мольера":
...Зачем тратить силы, время на драму о Мольере, когда к вашим услугам подлинный Мольер? Или Булгаков перерос Мольера и дал новые качества, по-марксистски вскрыл "сплетения давних времен"?..
Помните, в "Мастере и Маргарите"?
Через день в другой газете за подписью Мстислава Лавровича обнаружилась другая статья, где автор ее предполагал ударить, и крепко ударить, по Пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить (опять это проклятое слово!) ее в печать.
Сам Булгаков узнал об этом только 14 апреля. Статья потрясла его.
Незадолго до того он пишет о Вишневском:
Внешне: открытое лицо, работа «под братишку», в настоящее время крейсирует в Москве.
Меня уверяют, что есть надежда, что его догонит в один прекрасный момент государственный корвет, идущий под военным флагом, и тогда флибустьер пойдет ко дну в два счета.
Но у меня этой надежды нисколько нет (источник не солидный уверяет).
Пророчество сбылось. Государственный корвет "догнал" Вишневского, но не потопил. Пройдя финскую и Великую Отечественную войны, драматург вернулся в Москву и был редактором журнала "Знамя". В 1948 году его отстранили от работы за публикацию повести Казакевича "Двое в степи".
В жизни бывают странные сближения, - вероятно, и в смерти тоже.
Булгаков умер 10 марта 1940 года от продолжительной тяжелой болезни, успев перед смертью написать пьесу "Батум" о Сталине.
Вишневский умер через 11 лет, 28 февраля 1951 года, от продолжительной тяжелой болезни. Перед смертью он успел написать пьесу "Незабываемый 1919-й", приуроченную к 70-летию Сталина.
Булгаков не успел дописать свой крупнейший роман "Мастер и Маргарита".
Вишневский не закончил роман "Война".
Так или иначе, между ними давно все разрешено. А нам остается учиться на уроках прошлого.
--
<<Следующий пост Предыдущий пост>>
Похожие статьи:
"Руки потирал в предвкушении удовольствия": роман, ставший для Булгакова антидепрессантом
"Играть вообще ничего не может": справедлив ли был Булгаков?
"Какие траурные глаза у него": легендарный завлит МХАТа
--
Здесь - путеводитель по всем моим постам.
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.