1
Первая мысль: совершенно неожиданный альбом. После никакого* «Аутсайдера» (2014) подумалось, что это уже всё, что выдохлись окончательно – тем более что в мир иной ушёл Тревор Болдер – один из столпов – и вдруг…. не иначе как открылось третье дыхание – если вторым считать «Sea of Light» (1995). Ни много ни мало им удалось повернуть время вспять – или выйти за пределы времени, потому что здесь записана музыка 70-х. А что значит музыка? Это ведь не просто стилистика, стилизация. Это ещё и ДРАЙВ, заряд энергии, свойственный именно тому временному эону. Нечто подобное мы уже наблюдали в «Море света» и «Sonic Origami» (1998), но здесь – 20 лет спустя и в ещё большей степени – феномен! Если конкретно по песням – трудно что-то выделить – это какой-то монолит – нет ни одной слабой, проходной вещи. Но всё же: «Knocking at my door», «Rocks in the road», «Living the dream», «Take away my soul», «Waters flowin’», и, наверно, самая-самая – «It’s all been said» – впрочем, так можно и всё перечислить. Дебютировавший в предыдущем «Аутсайдере» басист Дэйв Риммер (сменивший ушедшего в мир иной великого Тревора Болдера) впервые отметился здесь как автор. Ему принадлежит вступительная вещь «Grazed by heaven», написанная на слова Джеффа Скотта Сото! Всё остальное создано, как повелось, Миком Боксом и Филом Лэнзоном – в одной вещи («Goodbye to innocence») соавтором выступил Берни Шоу. Наконец отметим, что после столь сильного альбома можно окончательно констатировать: в лице Лэнзона (Филип Джеймс Лэнзон, родился 20 марта 1950, в группе с 1986 года) Бокс нашёл настоящую замену Хенсли – прежде всего, как композитору, что когда-то казалось просто невозможным**.
*(тогда так показалось, ныне мнение изменилось)
** (в своём подходе, думаю, мне удалось избавиться от излишнего критицизма. при восприятии музыки своё Я необходимо сбросить как змея сбрасывает кожу и раствориться в воспринимаемой субстанции, что поможет ощутить чистый безпримесный кайф, то бишь не загрязнённый собственным мусором)
2
Вышеприведённая блиц-рецензия была написана сразу по выходу альбома, а теперь болееподробно.
Большой почитатель Uriah Heep и Кена Хенсли рок-журналист Игорь Швейцер в своём разборе пишет, что – цитирую: «есть характерная черта коллектива, радикально отличающая “Хип” Бокса, Лэнзона и Шоу от ансамбля классического периода. Здесь почти нет песенной основы» .
Но это странная претензия. С таким же успехом можно требовать «песенную основу», скажем, от Mahavishnu Orchestra – как будто они не Mahavishnu, а Shocking Blue. И отсылка к Хип классического периода здесь не годится. Да, там есть ряд номеров – чисто песни Кена Хенсли, хрестоматийный пример – Lady in Black. Но если бы там всё было в таком же духе, то это были бы не Хип, а поп-рок-группа типа Eagles или Smokie. Или сольники самого Хенсли.
Тут надо чётко уяснить тот штрих, что в Хип Кен Хенсли не создавал музыку в одиночку. Да, в большинстве вещей там значится его единоличное авторство, но что это значит? А это значит, что ему принадлежит мелодия, основная тема, легшая в основу вещи. Но вещи Хип, их сила, определяются не одной только мелодией, и тем более не песенностью, – для этой группы характерно полифоническое звучание, а это уже заслуга не Хенсли, а всех музыкантов. Кстати, аналогичная ситуация была в Кинг Кримзон. Там тоже, начиная со второго альбома, в авторах указан один Фрипп, но если бы это было в реальности так, то там и слушать было бы нечего.
Поэтому правильно было бы сказать, что основа классических Хип троична – она мелодическая, роковая и полифоническая. Но никак не песенная.
И ровно то же самое наблюдаем в Living the Dream. Причём в каждой вещи развивается сразу по нескольку мелодий – в вокальной партии, а также солирующими инструментами – гитарой и органом. Что и является фирменным знаком Хип. Хорошо узнаваемая чисто хИповская полифония.
Плюс саунд. Это звучание классических Хип. Впрочем, они нашли его – вернулись к нему, – ещё в Sea of Light. Удивления достойно другое. Как всё это удалось собрать и столь долго продержаться? А это уже заслуга индивидуально музыкантов и команды в целом.
Прежде всего, это конечно, Мик Бокс. Ядерный стержень Uriah Heep, носитель хИповского звучания. Чисто командный игрок – до сих пор у него нет ни одного сольника – потому что Хип это его жизнь.
До последних времён его опорой были Болдер и Керслейк – чисто хИповская ритм-секция, и что было важно – это были лица классического Хип. С их естественным уходом ритм-секция перешла к молодым громобойцам.
Лицо группы, фронтмен Берни – единственное, что от него требуется: хорошо петь, – с чем он успешно справляется, и Living the Dream – лучшее тому подтверждение.
И наконец – снимите шляпы, господа! – сэр Фил Лэнзон, гений, который в полной мере смог заменить, казалось бы, незаменимого великого мелодиста Кена Хенсли. При этом, композиторская природа у них несколько разная. Если у Кена это песни, то у Фила – живописные полотна (что хорошо видно в его сольнике 48 Seconds).
Вот так и получилось это в высшей степени шедевральное творение. Остаётся только вопрос: чем Living the Dream отличается от Salisbury, Look at Yourself и даже от Sea of Light и Sonic Origami? А тем, что это музыка нынешнего времени – это современность, а не прошлое. Со всеми соответствующими эпохе (эону) энергиями.