Продолжаю серию воспоминаний о жизни в позднем СССР, за пару десятилетий до Перестройки. Возможно, это поможет тем, кому сейчас меньше 45-50 лет, лучше понимать советские фильмы и литературу.
Речь пойдет только о периоде 1970-1980-х годов. В другое время автор не жил, потому вспомнить ничего не может, а пересказывать сплетни не хочет.
О работе и работодателе-государстве я рассказывала здесь
Теперь о труде и трудящихся.
Парадоксально, но в 1970-80-е годы в СССР человек одновременно был обязан работать… и мог получать зарплату (точнее, «получку») НЕ РАБОТАЯ.
Как так? А вот такое законное дышло. Следите за руками!
Труд был обязанностью. Регламентировала это Конституция и статья 209 УК. Гражданин старше 18 лет и младше пенсионного возраста мог не работать только во время очной учебы и подтвержденной больничным листом болезни. Перерыв между двумя трудоустройствами (например, при переезде или смене работы) мог составлять не более 4-х месяцев.
после повторного предупреждения, сделанного административными органами, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года. (статья 209 УК РСФСР)
Допускалось нахождение дома замужних матерей с детьми. Незамужним женщинам тунеядствовать запрещалось, ими постоянно интересовалась милиция, давались предписания по трудоустройству. За невыполнение могли принудительно выселить из крупного города, например (об институте прописки и государственном жилье мы еще поговорим).
В общем-то эта норма соблюдалась во всех социальных слоях. Неработающие жены и дочери больших начальников и других небедных мужчин обычно были трудоустроены номинально. Чаще на приятные должности в конторы с солидными названиями, но иногда и вовсе уборщицами.
Последнее было великим благом для тех, кто искал способ подработать. Поскольку официальная работа по совместительству обычно запрещалась – граждане должны отдыхать после трудового дня, соблюдая нормы труда и отдыха. Совмещать можно было две полставки в разных местах, но не добавлять нагрузку к полной (что не отменяло сверхурочных авралов, но это о другом).
Поэтому вот такая дополнительная работа по чужой трудовой книжке была нарасхват. Нередко номинально оформляли пенсионеров, а выполняли работу их взрослые дети. Еще вариант: сотрудник вроде как трудоустроен, а сам занимается "халтурами" (ремонтом, строительством и т.п.). Если кто-то помнит, что их мама или бабушка на двух работах работала – это вот оно и было, работа под чужим именем.
Конечно, это было нарушением, могли и прихватить. И с очень серьезными последствиями. Так что все зависело от ситуации и "договоренностей" с начальством и проверяющими.
Вспоминаем кино, Шурика на стройке. Помните в самом начале проверку документов? «Работаете на стройке? – Подрабатываю». Милиционер сразу становится строгим и забирает документы. Шурик объясняет, что он студент-очник – значит, подработка допустима.
А потом ему дают напарника… Те самые принудительные общественные работы, упомянутые выше.
Оборотной стороной этого закона была практическая невозможность уволить никудышного работника. Его можно было понижать до самых нулевых позиций, но даже в случае увольнения по статье за постоянные невыходы на работу вскоре нужно было принимать вновь. Этим времена брежневские отличаются от сталинских, когда нерадивого работника могли в лагерь сослать за вредительство. Поэтому на грязных низкооплачиваемых работах контингент скапливался своеобразный, часто с криминальным прошлым и без малейшей склонности к труду. А уволить и нанять таджиков было нельзя!
По сути, такое принудительное трудоустройство без необходимости работать выполняло роль социального пособия. Ходи на работу полупьяным через день – будешь получать минимальную зарплату! "Кто не работает, тот ест!" Страдали от этого работники добросовестные, ведь им приходилось выполнять план за двоих, а оплату получать за одного.
Второй вариант "пособия" – раздутые сверх всякой меры штаты многих околонаучных и планирующих контор. Множество низкооплачиваемых рабочих мест, преимущественно для женщин. Именно тогда начал падать престиж высшего образования – проучишься 6 лет, а потом сядешь на стул кроссворды разгадывать за 120 р зарплаты (чуть выше прожиточного минимума тех лет).
Власти тоже не особо уважали этих "научных работников" и охотно пользовались ими как сезонным батраками: отправляли на месяц-другой на овощебазу перебирать гнилые овощи или в подшефные с/х хозяйства картошку копать. О, сколько романов завязывалось "на картошке"! Это особое социальное явление тех лет, о котором многие вспоминают с ностальгией!
Другие рассказы о реалиях позднего СССР и их отражениях в кино и книгах:
О работе и работодателе-государстве
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .