Найти в Дзене
Chungurova Tatiana

Пан эстетный...

Excerpt from the Flemish magazine "Regenboog". Draft for the woodcut "Pan" of Jozef Cantré. Published in 1918 Джозеф Катре, фламандский художник
Excerpt from the Flemish magazine "Regenboog". Draft for the woodcut "Pan" of Jozef Cantré. Published in 1918 Джозеф Катре, фламандский художник

Эта публикация задумывалась более для услады глаз. Поэтому информации будет немного.

Мне бы хотелось довести до конца тему Пана на этом канале (хотя тема, по-видимому, бесконечна).

Мы уже проследили, как образ древнегреческого бога Пана трансформировался в Фавна, потом в Пака, наконец-то в Питера Пэна(!) Я обойду молчанием еще одно переосмысление
Пана (тоже козел и плодородие), дабы не травмировать ничье воображение, хотя именно тут-то с ним и произошла самая печальная трансформация.

При этом каждый персонаж, включая самого Пана, продолжал жить своей жизнью, переосмысляться новыми поколениями художников, писателей, поэтов. Он (Пан) постепенно преобразился в совершенно негрозную, поэтичную и зачастую нежную, как олененок, виньетку конца 19 –начала 20 веков.

Еще до этого периода Пан начал трактовался как воплощение художественного духа, бога-покровителя художников и поэтов. Помните стихотворение М.Ю. Лермонтова?

Но чаще бог овец ко мне в уединенье
Является, ведя святое вдохновенье…

Вот и сегодня мне хочется проследить именно за этим Паном – самым близким моему сердцу.

Даже само его происхождение окутано романтическим флером. Согласно легенде, Пан, сын Гермеса, происходил из Аркадии «страны, существовавшей до появления Луны», где люди просты и неиспорченны, страны, полнящейся играющими на свирели пастухами и наивными пастушками, где жизнь радостна, а нравы бесхитростны.

Скорее всего этот образ идеальной страны, совершенного мироустройства и счастливых, беззаботных людей и привлекал артистов во все времена. Окружающее кажется таким серым, будничным и унылым, а воображение наше рисует утопическую идеальную жизнь во времена седой старины. Свежий воздух, мирный закат (рассвет), раздается звук одинокой свирели.

Интересно, что Пан в интерпретация близких нашему времени, почти всегда несчастный влюбленный, слегка философ. Очень мало осталось в нем от необузданного и пугающего древнего божества.

Значит наш сегодняшний Пан – артист, музыкант, мечтатель и философ.

Сначала посмотрим на несколько картин в хронологическом порядке.

Очень пленял художников миф о Пане и Сиринге. Очевидно из-за того, что эта несчастная любовь привела к появлению знаменитой свирели.

Ян Брейгель Старший – Пан и Сиринга 1617-19.  Эта репродукция прекрасно увеличивается - рассматривать кувшинки настоящее наслаждение!
Ян Брейгель Старший – Пан и Сиринга 1617-19. Эта репродукция прекрасно увеличивается - рассматривать кувшинки настоящее наслаждение!

Никола Пуссен – Пан и Сиринга 1637.
Никола Пуссен – Пан и Сиринга 1637.
Эмиль Мюнье, Юные влюбленные насмехаются над Паном.  Emile Munier 
French Academic Classical painter and genre painter
Born 1840 - Died 1895
Эмиль Мюнье, Юные влюбленные насмехаются над Паном. Emile Munier French Academic Classical painter and genre painter Born 1840 - Died 1895

Настоящий взрыв интереса к Пану произошел в 19 веке. Его изображали на экслибрисах, виньетках. Он стал символом бунтарства, противостояния природы и промышленной революции, глашатаем свободы и противником принуждения.

Вот такой рисунок дает прекрасное представление о том, с чем он ассоциировался. Эта иллюстрация (не нашла имя художника) взята из книги Джеймса Хиллмана "Человек и его альтер эго". Хиллман - основатель движения так называемой архетипической психологии. Согласно его взглядам Пан - это наше второе я, тайная личность, та, которая ответственна и за темные инстинкты, и за творческие порывы.

Иллюстрация к книге Дж. Хиллмана "Человек и его второе я".
Иллюстрация к книге Дж. Хиллмана "Человек и его второе я".

Очень интересна тема экслибрисов. Сколько же книголюбов выбрали главным персонажем Пана! Не знаю имена художников, вряд ли кто-то знает. Разные страны - разное время. Но как удивительно, что люди обращались к его образу раз за разом. Просто посмотрим!

-7
-8
-9
-11

И по большей части все Паны такие одухотворенные, начитанные, задумчивые!)

А вот тут возникла такая любопытная цепочка. Был такой швейцарский художник-символист Арнольд Беклин. Панов рисовал много и очень убедительно. В его Пане есть что-то природное и сверхчеловеческое. "Беклиновский" Пан не утратил своих исконных черт, как мне кажется.

Весенний вечер. 1879
Весенний вечер. 1879
Пан в камышах 1858
Пан в камышах 1858
Тоже Арнольд Беклин - не знаю года.
Тоже Арнольд Беклин - не знаю года.
Фавн, насвистывающий черной птице
Фавн, насвистывающий черной птице
1859 - а вот и панический ужас! "Пан, пугающий пастуха" Великолепная, очень динамичная картина.
1859 - а вот и панический ужас! "Пан, пугающий пастуха" Великолепная, очень динамичная картина.
"Идиллия" 1875
"Идиллия" 1875
"Грустная песня пастуха" 1866 - вроде, Пана нет. Но взгляните на греческий кувшин (ойнохоя) - на нем Пан развлекает нимф игрой на флейте!
"Грустная песня пастуха" 1866 - вроде, Пана нет. Но взгляните на греческий кувшин (ойнохоя) - на нем Пан развлекает нимф игрой на флейте!

Это была, очевидно, излюбленная тема А. Беклина -у него еще море картин, изображающих нашего героя. Но мы поспешим дальше.

Его творчество послужило вдохновением для другого художника - Франца фон Штука, известного и очень плодотворного немецкого художника-модерниста. Интересно, что фон Штук был учителем и В. Кандинского, и Пауля Клее (и многих других художников, конечно!). Его Паны особенно рафинированы, потому что он был главным художником журнала "Пан". Заглянем в википедию?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Pan_(журнал)

«Пан» (Pan) — литературно-художественный журнал, основанный в Берлине немецким поэтом Рихардом Демелем , немецким историком искусства Юлиусом Мейер-Грефе и писателем Отто Юлием Бирбаумом . Журнал выходил в 1895—1900 годах. Создатели альманаха стремились сделать его эстетским, воплощением высокого художественного вкуса. Для этого помимо основного тиража (1210 экземпляров) выпускали сто «головных экземпляров» на лучшей типографской бумаге и с высоким качеством печати. Обложку сделал немецкий художник Франц фон Штук, и её не меняли на протяжении существования журнала...

Журнал стал одним из символов модерна, нового европейского искусства, которое в Германии и Австрии именовали югендстилем...

Журнал «Пан» публиковал произведения Поля Верлена и Стефана Малларме , репродукции живописи и графики Франца фон Штука, Томаса Теодора Гейне, Феликса Валлоттона , Германа Обриста , Августа Энделя и многих других художников югендстиля. В 1910 году журнал «Пан» был воссоздан берлинским издателем Паулем Кассирером . В новом журнале участвовали художники Франк Ведекинд , Георг Хейм , Эрнст Барлах , Франц Марк . В 1912 году журнал «Пан» снова был возобновлён Альфредом Керром , но просуществовал недолго, до 1915 года.

Сначала обложки журнала "Пан".

-20
-21
-22

А теперь Паны Франца фон Штука - целое стадо)

Молодой Фавн 1902
Молодой Фавн 1902
-24
Диссонанс, Франц фон Штук
Диссонанс, Франц фон Штук
1914
1914
1891
1891

Прежде чем мы переместимся в Англию я покажу вам еще несколько Панов

Нимфа и Фавн Эрнст Юсефсон (1851-1906)
Нимфа и Фавн Эрнст Юсефсон (1851-1906)
Эдмунд Дюлак (1882-1953) "Но даже Пан не мог сказать ей, что сталось с Прозерпиной"
Эдмунд Дюлак (1882-1953) "Но даже Пан не мог сказать ей, что сталось с Прозерпиной"

Эдмунд Дюлак "Пан и Сиринга"
Эдмунд Дюлак "Пан и Сиринга"

ЛЮДВИГ КНАУС (LUDWIG KNAUS), 1829—1910
ЛЮДВИГ КНАУС (LUDWIG KNAUS), 1829—1910
Carl Plückebaum (German, 1880-1952) - кстати, его жена рисовала совершенно восхитительных котиков)))))) https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post419928452/
Carl Plückebaum (German, 1880-1952) - кстати, его жена рисовала совершенно восхитительных котиков)))))) https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post419928452/
Carl Plückebaum (German, 1880-1952)
Carl Plückebaum (German, 1880-1952)
https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post419928452/
https://www.liveinternet.ru/users/4386710/post419928452/

Я не имею права обойти молчанием Пана М. Врубеля. Один из лучших!

"Пан" 1899
"Пан" 1899

И уж совершенно несправедливо будет не взглянуть лишний раз на Фавна Л. Бакста.

-36
-37
-38

Совершенно неожиданно - вот такой невероятно обаятельный Пан на картине литовского художника Станислава Бохушаса-Сестшенцевичюса. Не знаю ни года, когда была нарисована картина, ничего о самом художнике. Все равно - делюсь красотой!

Станислав Бохушас-Сестшенцевичюс. Маленький фавн (фрагмент), XIX-XX вв. Коллекция «Lewben Art Foundation».
Станислав Бохушас-Сестшенцевичюс. Маленький фавн (фрагмент), XIX-XX вв. Коллекция «Lewben Art Foundation».

А еще надо посмотреть на Фавна немецкого художника-символиста Карлоса Швабе - стихийный, могучий и опасный!

Карлос Швабе, Фавн, 1923
Карлос Швабе, Фавн, 1923

Пабло Пикассо - "Фавн, лошадь и птица"

Pablo Picasso – Faune, cheval et oiseau [Fauno, cavallo e uccello], 5 agosto 1936 gouache, penna e inchiostro di china su carta spessa per acquerello, 44,5×54,5 cm – Paris, Musée National Picasso
Pablo Picasso – Faune, cheval et oiseau [Fauno, cavallo e uccello], 5 agosto 1936 gouache, penna e inchiostro di china su carta spessa per acquerello, 44,5×54,5 cm – Paris, Musée National Picasso

Австралийский художник Руперт Банни (1864-1947) увидел Пана таким.

Пастораль, 1893
Пастораль, 1893

А теперь в Англию!

Сначала английский иллюстратор Лоуренс Хаусман (1865–1959)

Пан, 1899
Пан, 1899
-44

Уильям Хит Робинсон (31 May 1872 – 13 September 1944), настолько мне понравившийся, что прямо хоть отдельную публикацию делай!

-45

-46

Роберт Аннинг Белл (14 April 1862 – 27 November 1933)

-47

Джон Рейнхарт Вегелин (23 June 1849 – 28 April 1927)

Магия флейты Пана, 1905
Магия флейты Пана, 1905

Теперь мы можем вспомнить интервью Мика рока, в котором он рассказал. как они с Фредди рассматривали альбомы с иллюстрациями прерафаэлитов. Он упомянул, что Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс, прерафаэлит(28 августа 1833  — 17 июня) был одним из любимых художников Фредди.

"Сад Пана"  1886 Edward Burne-Jones The garden of Pan 1886-87
oil on canvas
National Gallery of Victoria, Melbourne
"Сад Пана" 1886 Edward Burne-Jones The garden of Pan 1886-87 oil on canvas National Gallery of Victoria, Melbourne

"Пан и Психея", Эдвард Коли Бёрн-Джонс
"Пан и Психея", Эдвард Коли Бёрн-Джонс

Лорд Фредерик Лейтон, тоже прерафаэлит (1830 – 1896)

Великий бог Пан 1869, The Great God Pan  Artist: Leighton, Lord Frederick
Year: 1860
Великий бог Пан 1869, The Great God Pan Artist: Leighton, Lord Frederick Year: 1860

Но за обилием прекрасных изображений Пана не надо забывать о его первоначальной грозной природе - а ведь мы, кажется, совсем о ней запамятовали. Именно об этой его ипостаси я и хочу повести речь в следующей части. Пан, могущественный бог природных сил, которого почитали и боялись древние, был еще и похитителем детей. Не забываем, что слово "паника" тоже обязано своим происхождением ему!

Вот ведь как странно сплетаются подчас мифы и вымысел. В самом конце 19 века английский переводчик Артур Мэкен написал повесть "Великий Бог Пан" (The Great God Pan 1894). Это триллер (готический роман), написанный с использованием кельтских фольклорных и мифических мотивов (как раз то, о чем мы так долго тут беседуем!). Повесть сразу приобрела скандальную репутацию. Интересно, что резонанс ее был таков, что иллюстрировал ее один из самых выдающихся и эпатажных художников той эпохи - Обри Бердслей. Кстати, в 2002 году она была переведена на русский язык, так что можно почитать. Оскар Уайльд высоко оценил эту повесть. Она заслужила похвалу Лавкрафта и Стивена Кинга, поэтому почитать стоит, что я и сделала недавно. Вначала мне почудилась в этом произведении некая общность с "Франкенштейном" Мэри Шелли. Одним словом, читайте - весьма любопытно!

Титульный лист повести с рисунком Бердслея перед вами.

-52

Пан Одри Бердслея из серии "Гротеск". Так часто я встречала это слово в рецензиях о выступлениях Queen, и только сейчас мне пришла в голову мысль, что ведь это слово и Пан связаны!

-53
Спящий Пан, 1893
Спящий Пан, 1893
Гротеск, 1893
Гротеск, 1893

-57
-58

Это практически конец. Осталось напомнить, что изображения Пана украшают бесчисленное количество парков и театров по всему миру.

-59
-60
-61
-62

Так что же так привлекает нас к этому образу? Какой Пан привлек ваш взгляд? Смог ли кто-то из художников передать самую суть этого древнего бога?

Еще нам остается поговорить про Пана - Гамельнского Крысолова .

#мифология #живопись #пан #древняя греция