Найти тему
Рули24

Стратегическое планирование в менеджменте

Оглавление

В любом бизнесе, в любой группе людей и в любой деятельности есть три основных вида или уровня планирования:

1. Оперативный уровень планирования

Перед началом рабочего дня у сотрудника есть определенные планы. Т.е. некоторый список задач, которые нужно реализовать. Этот список должен быть реалистичным, но, кстати, это не означает, что он обязательно будет исполнен. Но, тем не менее, имея такой план, результативность человека значительно повышается. В это плане есть задачи сиюминутные, которые приносят пользу прямо на этой неделе. Это задачи, связанны с производством - произвести больше, продать больше. Так же есть задачи, связанные с более долгосрочными изменениями, например, написать инструкцию, установить какие-то отношения, разработать какую-то схему и т.д. Все это является оперативным планом, потому что он охватывает относительно короткий промежуток времени.

2. Тактические планы

Это планы, которые, в отличие от оперативного уровня планирования, охватывают более длительный промежуток времени. Тактические планы должны быть у каждого руководителя. Существует ошибочное мнение, что если планы руководителя имеют временные рамки в год, два или три, то это план стратегический. Это может быть просто долгосрочный тактический план. Цикл производства продукта в разных компаниях может быть и полтора года, и два с половиной.

3. Стратегические планы

Это то, что меняет нас кардинально. Например у вас есть один магазин и вы решаете отрыть второй. Это уже стратегический план, особенно если вы хотите сделать это своими руками. Почему? Потому что это далеко выходит за рамки привычной модели деятельности. Можно сказать, что стратегические планы - это планы, которые заставляют нас менять нашу модель, которые заставляют нас действовать качественно по-другому. Стратегический план не обязательно должен быть длинным. Бывает так, что удается реализовать стратегический план буквально в течение полугода. При этом тактические планы могут охватывать несколько лет. Проблема заключается в следующем - если вы владелец бизнеса, который оперативно управляет, вам нужно найти время, чтобы заниматься стратегией, потому что стратегию никто никогда за вас не сделает.

-2

Этапы цикла стратегического планирования

  • Стратегическое планирование - это довольно точная технология и первое, с чего начинается эта технология - это с определения и пересмотра целей и замыслов - какая идеология у вашей компании, зачем она существует и что она делает.
  • Следующим шагом является определение того, что не так - в какой угрозе находится копания, что с ней не так и что надо исправлять. Это шаг подразумевает выход из зоны комфорта и заставляет честно посмотреть на то, на что мы не хотим смотреть. Результат второго шага - это краткая формулировка о том, что нужно изменить.
  • Третьим шагом является формирование идеи. Это блестящая идея, с которой мы с этой проблемой справимся. Кстати, одним из очень важных стратегических навыков является отключение от вашей текущей деятельности.
  • Четвертый шаг заключается в составлении стратегического плана. Этот шаг подразумевает мозговые штурмы совместно с вашими топ-менеджерами. Здесь помогут вопросы - для чего, а как делать то, как делать это и т.д. В лане вы должны описать основную идею, ожидаемые количественные показатели. Каждый план должен предусматривать финансирование.
  • Пятый шаг заключается в написании программы реализации плана. Программа или проект - это определенный четкий перечень задач, которые нужны для выполнения этого плана.
  • Шестой шаг - самый "веселый" и называется он "Контроль исполнения задач". Вы как владелец бизнеса начинаете все это контролировать, проводите каждую неделю совещания. На уровне исполнения у вас будет проблема, потому что эта проблема философски предопределена. дело в том, что стратегические планы всегда противоречат текущим приоритетам, потому что текущие приоритеты всегда связаны с тем, как получить больше результатов прямо сегодня, как продолжать деятельность без особых изменений. Стратегический же план провоцирует на инвестирование времени в будущее и сделать что-то необычное, что мы не привыкли делать.

Ошибки стратегического управления

Часто компании разного уровня при стратегическом планировании делают ошибки на шаге №2, когда он очень неуверенно и осторожно выбирают то, с чем надо справиться и план превращается в тактический, потому что онг ничего не меняет. Так же ошибки часто допускаются на шаге №6, потому что отсутствует контроль и все гениальные планы застревают в оперативной деятельности.

Действуйте. Не откладывайте. Если вы чувствуете, что ваша стратегическая ситуация связана с построением системы управления, то самое время этим заняться. Это не будет комфортно. Но будет полезно.