Хива — очень маленький и очень древний узбекский город в 40 километрах от аэропорта Ургенча. Гуляя по улочкам внутри старой крепости, здесь можно запросто завернуть в гости к местным — на чаепитие и душевный разговор. Не сегодня-завтра весь флёр старинного восточного городка может улетучиться из-за желания местных властей превратить Хиву в современный туристический комплекс, но фотографу Анзору Бухарскому повезло застать город «без фильтров».
Я всегда мечтал хоть раз побывать в Хиве, но впервые попал туда только в 2015 году. Друг, гид по Узбекистану, предложил съездить с его группой туристов и «сделать пару-тройку красивых фоточек». Я с радостью согласился.
Я видел Хиву раньше на картинках, и ожидания от города у меня были самые радужные. Но действительность превзошла мои самые смелые фантазии.
Хива в самом деле аутентичная, не в пример другим узбекским городам. Во время прогулок по ней не покидает ощущение, что попал в восточную сказку.
К сожалению, в последнее время местные власти всё время хотят там что-то улучшить: затевают грандиозное строительство, причём в самых старых уголках города, иногда даже на территории, охраняемой ЮНЕСКО.
Хива — маленький и компактный город, бесспорный центр которого — древняя крепость Ичан-Кала. Крепость представляет собой высокую стену из песчаника и кирпича. Внутри неё находятся базары и жилые дома хивинцев вперемешку с культовыми сооружениями: мечетями, минаретами и медресе.
Но простых жителей в Хиве с каждым годом остаётся всё меньше. Предприниматели выкупают их дома и возводят на их месте гостиницы, кафе и кофейни.
Крепость окружают относительно современные жилые кварталы с советской застройкой, небольшими гостиницами, кафе и глинобитными традиционными домами. Визуально они отлично дополняют крепость, и было бы огромной глупостью сносить их, но разговоры об этом постоянно идут среди местных жителей.
По всё более настойчивым слухам, в планах администрации Хивы оставить одну только крепость, выселив оттуда всех жильцов, и создать из крепости музей, а на месте домов коренных хивинцев построить современную инфраструктуру для туристов.
Я думаю, это будет самый глупый шаг в истории Хивы, ведь туристу интересны не рестораны, банкоматы и отели, а жизнь самобытного восточного города, посмотреть на который сюда, в общем-то, и едут.
Сейчас остановиться в Хиве на ночь или на неделю совсем не проблема. Отели и хостелы на любой вкус и кошелёк здесь на каждом шагу.
Единственное упущение — досуг, с ним в Хиве проблема. Если после экскурсий и впечатлений от старины захочется в ночной клуб или караоке, придётся ехать в административный центр Ургенч в 30 километрах от Хивы.
В Хиве замечательный, лучший хлеб! Тонкие хивинские лепёшки не имеют аналогов в мире, а некоторые сорта делаются с добавлением жареного лука или выжарок из бараньего курдюка — жиза. Гордостью местной кухни являются тухумбарак (квадратные конвертики из теста с яйцом внутри) и шибит-оши — что-то вроде итальянской пасты с зеленью.
Но самое вкусное, что можно отведать в Хиве, — это рыба. Рыба поставляется сюда из Амударьи, хотя в последнее время её неплохо научились разводить в местных водоёмах. В различных чайханах и кафе рыбу традиционно жарят, обваляв в муке, но есть заведения более высокого класса, где её подают в тушенном виде и даже запечённой на углях.
А ещё в Хиве много различных кофеен. Местные быстро смекнули, что туристы не могут жить, не попив настоящего кофе.
Сами хивинцы – удивительно добрый и открытый народ. Будучи коренным бухарцем, я должен констатировать, что такого радушия, как в Хиве, я не видел нигде больше в Узбекистане. Когда-то я даже мечтал прикупить там старенький домик возле Ичан-Калы и переехать насовсем.
Нет в хивинцах той подчёркнутой услужливости и желания чего-то всучить туристу, как, например, в Самарканде или Бухаре. Нет в них напряга, подозрительности и угрюмости к незнакомым «местным», как везде в Узбекистане. Гуляя по старым улочкам, можно запросто оказаться в чьём-то доме за столом — ворота почти всегда открыты, а хозяева пригласят вас внутрь не задумываясь.
Автор фотографий и текста: Анзор Бухарский