Найти тему

История экстремального метала с самого начала

Оглавление
Ансамбль из Норвегии "Immortal"
Ансамбль из Норвегии "Immortal"

Многие из нас любят тяжёлую музыку - запоминающиеся гитарные риффы, молотящие барабаны, леденящий душу и сердце вокал. Но появилось это все не далеко не сразу, перед этим сменилось множество музыкальных поколений.

Обычно подобные исторические обзоры начинаются с композиции коллектива Beatles "Helter Skelter", но мы копнём гораздо глубже. А именно с конца ХIХ века - эпохи музыкального модерна. Уже здесь были заложены те зерна, которые спустя 100 лет буйным цветом экстремального метала прорвутся в мир популярной музыки. А далее внимательно пройдем по всем важнейшим этапам становления жанра.

Распад классической формы музыки

До модерна музыка развивалась эволюционно на основании вековых традиций, становилась постепенно сложнее и навороченнее. Но при этом наследовала все основные черты у предков - выраженные начало и конец, какой-либо сюжет, посыл, явную цель и пр. Музыка тогда была доступна не для всех, услышать ее можно было только в специальных местах и в специальное время - в церкви, на концертах, на крайняк у кого-нибудь в гостях/на приеме, ну и в принципе все. Т.е. люди целенаправленно приходили слушать определенную музыку в определенном настроении, разбирались в ней, и если тогда сказать, что скоро оркестр будет слышен (но при этом не виден) круглосуточно в общественном туалете торгового центра, то вас бы, мягко говоря, не поняли.

Однако в середине XIX века стали появляться и дешеветь фонографы, граммофоны и патефоны. Музыка стала ближе и доступнее, любой меломан мог поднакопить деньжат, купить такую штуку и целый день слушать у себя дома то, что раньше было доступно только в концертных залах раз в пятилетку.

Все это продолжалось до тех пор, пока весной 1893-го молодой композитор Эрик Сати со склонов Монмартра, который всегда всё делал "никаквсе", сочинил вещь под названием "Vexations" ("Раздражения" или "Досады" по-нашему). Она занимает один нотный листок с незатейливой и "странненькой" мелодией и сопровождается инструкцией "Повторить 840 раз". Тем самым Сати первым ломает веками устоявшиеся классические музыкальные устои, которые всех уже порядком достали, и дает начало целой эпохе музыкального модерна.

840 раз. Одна и та же незатейливая, но чем-то "цепляющая" мелодия. Ничего не напоминает? Это похоже на куплетную или запевно-припевную формы, которые с 50-х годов ХХ века и до сих пор используется повсеместно в популярной музыке. Когда запоминающаяся мелодия и текст повторяется множество раз и просто "впивается" в мозг, заставляя переслушивать снова и снова. Думаю, риф из "Дыма надо водой" или припев "Вот кен ай ду" каждый из нас слышал гораздо больше чем 840 раз.

К началу ХХ века эксперименты Сати вылились в новый жанр - меблировочная музыка. Музыка, которая является частью интерьера или внешнего образа, которую можно слушать фоном, начиная с любого момента, которая может незаметно стимулировать слушающих к чему-либо (работе, релаксу, покупкам, силовым тренировкам etc). В автомобиле, автобусе, торговом центре, туалете, ресторане, забегаловке или собственных наушниках - везде мы слышим музыку, разную, но сделанную по одному шаблону, которая сливается в одну бесконечную "Досаду" и повторяется 840 раз по 840, по 840 и до бесконечности.

Блюз

Параллельно всем этим классическим европейским движухам в Штатах развивается блюз. Один из его родоначальников это ворксонг - подбадривающие слова, которые выкрикивали темнокожие работники во время тяжелой работы с сохранением определенного ритма. А ещё христианские духовные песнопения и африканские религиозные культы. В итоге к концу ХIX века это все сложилось в популярный жанр - блюз, песни-жалобы, песни-протесты, в которых затрагиваются религиозные, мистические, социальные и конечно же лирические темы. Основным аккомпанируюшим музыкальным инструментом была конечно же гитара, потому что её проще всего сделать самостоятельно - корпус зачастую делали из ящика или пустой тыквы, а струны из веревок или жил животных. Сложившаяся в те времена 12-ти тактовая музыкальная форма до сих пор является основной блюзовой формой и используется по всему миру.

Итак, на рубеже XIX и XX веков у нас уже есть эмоциональная музыка, с криками, гитарами, текстами, наполненными болью, страданием и социальным или мистическим содержанием - мы уже на прямом пути к металу, не так ли? Да, но путь еще далек.

В качестве эталонного блюзового произведения тех времен будем слушать песню Роберта Джонсона "Cross road blues". По легенде Джонсон продал свою душу дьяволу в обмен на талант играть на гитаре. А ещё он самый первый член знаменитого Клуба 27.

Джаз

С начала ХIX века темнокожие рабы собирались на окраинах Нового Орлеана, чтобы хоть как-то отдохнуть от работы. Ребята были собраны со всей Африки и близлежащих территорий, имели разные культуры и обычаи, но общались посредством универсального языка музыки, пения и танца, который был у них в крови. В этих движухах впервые стираются границы между слушателем и исполнителем, каждый занимается чем хочет - играет на любом инструменте, поёт, пляшет или наблюдает в сторонке. Так появилась знаменитая джазовая импровизация, пожалуй главная особенность жанра.

К началу ХХ века все это оформляется в бэнды и оркестры, перемещается на сцены многочисленных клубов Орлеана и обзывается джазом.

Не смотря на то, что джаз возник из фольклора и блюза, он не закрылся на нем, а остается открытым для всего нового, отсюда бесконечное количество поджанров по всему миру. Самые несвободные люди создали самую свободную музыку.

На последок посмотрим запись выступления небольшого джаз бэнда в одном из клубов Нового Орлеана начала 40-х. А может это и не бэнд, а просто несколько музыкантов, которые случайно пересеклись той ночью, чтобы дать жару. Здесь мы уже видим и слышим настоящую ударную установку и бас, лютый драйв, угар и приколы на сцене. Все как в старом добром рок-н-ролле, который ещё не придумали.

Электрогитара

Какой инструмент самый главный в любом метал-бэнде? Правильно, электрогитара. И мы как раз подобрались к 1930-м, когда блюз и джаз плотно становятся на коммерческие рельсы - постоянные концерты, студии звукозаписи, пластинки, круглые контракты с артистами. И в это время в некоторых бэндах пробуют ставить электрические звукосниматели на свои пустотельные гитары в поисках новых тембров. И это у них успешно получается.

Слушаем одну из первых коммерческих записей электрической гитары в истории.

Кантри

Совсем забыл про кантри, а без него в нашей истории дальше никак. Если блюз это музыка черных рабов переселенцев из Африки, то кантри это народная музыка белых переселенцев из Европы. Пели и играли примерно о том же - как тяжело работать в поле и о несчастной любви, только на базе европейских музыкальных традиций. К 20-30-м годам XX века это все также набрало популярность, оказалось на большой сцене, в радиоэфире и грампластинках.

Слушать будем легенду кантри Хэнка Уильямса, самое начало 50-х. Здесь для нас важен состав бэнда, он примерно такой же как и во всей популярной музыки того времени - контрабас, уже настоящая электрическая гитара на ритме и даже какая-то соло гитара. Что говорит об общем пути развития всех жанров, их будущем объединении, что совсем скоро не будет "черной" и "белой" музыки, а будет просто Музыка.

Бас гитара

Метал практически не возможен еще без одного инструмента - это бас гитара. Вы конечно же сейчас вспомните альбом "…And Justice for All" группы Metallica, на котором партия нового басиста Джейсона Ньюстеда то ли почти не слышна, то ли вообще отсутствует. Но это исключение, подтверждающее правило. Вспомним того же самого Клиффа Бертона, Стива Харриса, Гедди Ли, Джона Маянга и многих других, это люди, которые своими руками и 4-мя струнами делали этот жанр.

Бас уникален по своей природе, с одной стороны его слышно тише остальных инструментов в оркестре, но с другой именно бас своей основной мелодией незаметно для вас заставляет притопывать ногой, пританцовывать, а потом и вовсе сорваться в пляс или слэм. А еще бас помимо музыкального и эмоционального воздействия влияет на вас физически, наверняка на концертах вы испытывали это ощущение реального присутствия музыки, когда шевелятся и разлетаются волосы и в прямом смысле слова захватывает дух.

До 1950-х басы были акустическими, а именно повсеместно использовался контрабас. Инструмент старый, с богатой историей аж с XVII века, очень большой, неудобный и дорогущий. Играли на нем в основном смычком и иногда пиццикато (пальцами). По легенде где-то в 1901-м году у одного из джазовых контрабасистов на концерте сломался смычок, он не растерялся и отыграл программу пальцами как умел, тем самым изобрел новую технику, отличающуюся от классического пиццикато. Публике зашел новый звук, и с тех пор все шлепают пальцами по басовым струнам, получая глубокий "мясистый" звук.

Шло время, многие инструменты в бэндах стали электрическими (даже губная гармошка, которую Литтл Уолтер придумал подзвучивать через микрофон и гитарный звукосниматель), подарив слушателям новые звуки и стили. А контрабас по-прежнему выглядел и звучал как ископаемое, а его классический "деревянный" звук еще больше терялся в уже электрическом оркестре. Тогда Лео Фендер придумал первую массовую полностью электрическую бас гитару с твердым корпусом - Fender Precision Bass, которая выпускается с 51-го года и по настоящее время.

Сейчас будем слушать одну из первых студийных записей с бас гитарой вместо контрабаса. Это композиция "Mau Mau" с альбома "The Art Farmer Septet" трубача Арта Фармера, на басу Монк Монтгомери. Для 53-го года звучит очень современно, сразу выделяется музыкальная агрессия и напор. Начиная с этого времени электрический бас навсегда изменит звучание новой музыки и даст дорогу новым жанрам.

Рок-н-ролл

И тут же в начале 50-х под влиянием блюза и кантри появляется новый супер популярный жанр - рок-н-ролл. Здесь электрогитара занимает уже главную ведущую роль среди инструментов. Среди других особенностей - быстрый темп, плотный звук, развязный хулиганский стиль исполнения. А ещё это первая музыка без цвета, которая одинаково успешно исполнялась белыми, черными и всеми вместе.

Композиция "Rocket 88" ансамбля The Kings of Rhytm - одна из первых записей рок-н-рола, а ещё первая запись с применением эффекта "distortion" для гитары. Правда получилось это случайно, гитарный усилитель то ли уронили в дороге, то ли залили чем-то, после чего он стал "портить" звук, но продюсеру понравилось такое звучание и его оставили. В итоге гитара звучит "грязно" и "вызывающе" (ну для тех лет конечно). Эта "случайность" ещё проявит себя в будущем и отразится на множестве жанров, но об этом немного позже.

Британское вторжение

Во 2-й половине 50-х старый добрый рок-н-ролл мутирует во что-то дикое и необузданное. Чак Берри курит на сцене и прыгает на одной ноге с гитарой, Джерри Ли Льюис неистово лупит по клавишам пианино, Литтл Ричард сшибает всех своим агрессивным вокалом, похожим на рев реактивного самолета. Это музыкальное безумие разлетается по всему миру и порождает множество последователей. Самой плодородной почвой оказалась почва Туманного Альбиона, где рок-н-ролл был замешан со скиффлом (местный британский кантри). На свет появилось множество крутых молодых групп, которые с февраля 1964-го потеснили доминирующих американцев в музыкальных чартах.

А слушать мы с вами будем... Нет, не Битлз. А кое-что поинтереснее и более знаковое в музыкальном плане. А именно группа The Kinks, одноименный дебютный альбом, композиция "You Really Got Me". Примечательна эта вещь многим. Первое намеренное применение звукового искажения гитары (а-ля distortion). Первая песня, полностью построенная на квинтаккордах (грубо говоря, когда из целого аккорда играется только 2 ноты), что позволило более быстро и резко менять аккорды. В дальнейшем именно эта практика приведет к созданию гитарных рифов - основы тяжелой музыки. Также обратите внимание на звук бас гитары, он громкий, драйвовый и самостоятельный, особенно на гитарном соло с 1:12. В итоге эта вещь 1964-го года звучит как настоящий жесткий и бескомпромиссный рок.

Helter Skelter

И только сейчас мы наконец-то добрались до Helter Skelter. Я тут особо углубляться не буду, наверное, и так все всё знают про этот шедевр. Что битлы хотели записать максимально злющую песню, посвященную своим неразберихам внутри команды. В итоге у них неожиданно получился прото хэви-метал, который тут же подхватили другие команды и началась эпоха тяжелой музыки. Но отмечу одну вещь.

Обратите внимание на "грязный" и "рычащий" бас (его отлично слышно в левом канале). Штука в том, что это исполнение Джона Леннона (Маккартни был занят гитарой и вокалом на той записи), он использовал шестиструнный Fender Bass VI и наверняка со злости молотил медиатором. Думаю, в те времена многие музыканты могли посчитать такое исполнение браком и неопытностью Леннона как басиста. Но именно этот звук создал гнетущую и неистовую атмосферу распада и разложения (чего и добивались музыканты) и во многом определил, как может звучать бас в тяжелой музыке на следующие 50 лет. Чуть позже похожий "грязный" бас можно услышать у Гизера Батлера из Black Sabbath (композиция "Into the Void" 71-го года) и много еще у кого. Мясо конечно, ничего не скажешь.

Хард-рок

Немного перефразируя классика: "Все говорят: хард-рок, хард-рок. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел".

Сейчас этим словом обозначают некий славный период в самом начале 70-х, который является связующим звеном между старым добрым роком 60-х (а-ля Битлз) и волной хэви-метала и панк-рока конца 70-х. Когда композиции окончательно перешли на жесткую рифовую основу, ритм секция стала играть такую же важную роль как вокал и соло гитара, а также потихоньку началась мода на мрачность - как в текстах, так и в музыке. Но при этом привести конкретные примеры хотя бы нескольких классических команд или песен хард-рока для меня стало затруднительно. Многие источники называют классическим хард-роком раннее творчество британцев Black Sabbath, Led Zeppelin и Deep Purple. Однако Сабаты с 1-го же альбома уже играют почти готовый хэви, причём с фундаментом под doom и даже лёгким намёком на black (вспомните концовку первой композиции). LZ со своими сложными музыкальными выкрутасами и фолковой тематикой тоже язык не повернется тупо назвать хард-роком. Пёрплы образца первого Mark 2 ближе к этому званию, но только частично (на том же "In Rock" столько всего намешано).

Поэтому не удивляйтесь, потому что в качестве образца раннего хард-рока будем слушать коллектив Status Quo, песня "Is it Really Me/Gotta Go Home" с моего любимого 3-го студийного альбома "Ma Kelly’s Greasy Spoon" 1970-го года. Здесь "Статусы" еще не до конца очухались после своих экспериментов с психоделическим роком (которым переболели наверное все группы конца 60-х), но уже крепко встали на хардроковый курс, которого будут придерживаться все последующие 50 лет. Первая медленная часть построена на классном "колючем" гитарном риффе, который сразу притягивает все внимание к песне и больше не отпускает. Бас Ланкастера гремит как медленно разгружающийся самосвал с щебнем. А тихий потусторонний вокал Росси и завывающий орган нагоняют здорового ужаса. Во 2-й части все это сильно разгоняется, вокал оживает и обретает узнаваемую хрипоту и напор. Бас Ланкастера разгрузился и мчится по ухабистой дороге, гремя всеми бортами. Заканчивается вся эта вакханалия длинной изнуряющей коллективной импровизацией. Наверное это и есть чистый хард-рок, давайте слушать и смотреть.

Хэви-метал

Еще в 68-м The Beatles и Iron Butterfly по обе стороны океана уже играли что-то похожее на хэви. Потом были Cream, Jimi Hendrix, Black Sabbath наконец, но все это не то. Хэви от хард-рока отличается больше не музыкально, а по формату. Хэви стал более строгим жанром, здесь нет места импровизациям (за редким исключением), все разложено по полочкам, забойные гитарные риффы и соляки выверены до миллиметра. А песням характерна общая среднетемповость, пафосность, помпезность и эпичность.

В качестве эталона хэви-метала середины 70-х будем слушать конечно же Judas Priest, легендарный альбом "Sad Wings of Destiny" 1976-го, открывашка "Victim of Changes". Здесь у нас целое музыкальное полотно, сотканное из дорогих элитных хэви-материалов - высокий чистейший классический вокал Хэлфорда, жирный фактурный гитарный риф, который можно почти потрогать, мощная ритм секция отлично выполняет свою работу, не отвлекая от гитар и вокала.

Панк-рок

Все это время старый добрый рок-н-ролл смешивали с другими жанрами, утяжеляли и усложняли. На волне дикой популярности тяжёлая музыка стала резко коммерциализироваться, бизнес стал диктовать музыкантам условия: что играть, что петь, что надевать на сцене, чтобы заработать ещё больше. В итоге в середине 70-х появилось андеграундное движение панков, которые, противопоставляя себя музыкальному мейнстриму, наоборот максимально упростили и ускорили рок-н-ролл. Оказалось, что если любые 4 человека с улицы возьмут в руки инструменты и микрофон, выкрутят ручки усилителей вправо до упора, то это в принципе уже будет звучать круто и угарно. Без всякого музыкального образования и опыта, главное, чтобы с душой, чтобы что-то болело внутри. Это сделало рок музыку доступной для каждого и дало дорогу огромному количеству групп и новых направлений.

Слушать будем классику панк-рока, группа Ramones, композиция "Blitzkrieg Bop", запись с концерта 77-го года. Группа гоняет по кругу примитивный музыкальный рисунок и дико кайфует от этого вместе с залом, что еще нужно.

NWOBHM

С приходом панков о классическом хард-роке и хэви-метале все немного забывают, но ненадолго. Панки показали, что музыкой могут заниматься все, главное жажда творчества и свежие идеи. В итоге созрела новая волна британского хэви-метала, сокращённо NWOBHM. Группы новой волны играли очень разную музыку, но объединяет их влияние классического хэви-метала и модных панковых движух, в которых все можно. В итоге появляется Iron Maiden с хриплым вокалом, кучей гитаристов и заметным уклоном в прогрессивный метал. Группа Venom, которая играет очень простой, но очень злой и неистовый полухэви полупанк, как никто раньше.

А мы будем слушать других звёзд NWOBHM, группа Diamond Head, легендарная вещь "Am I Evil?" 1980-го. Именно эта песня во многом определит звучание группы Metallica и сотен других групп 80-х. Очень крутой тягучий риф, вызывающий вокал, затяжное скоростное соло, метал уже не будет прежним.

Хардкор-панк

К концу 70-х некоторые панк-рок группы стали играть еще более громко, быстро и агрессивно. При этом слова песен часто просто выкрикивались порциями, чтобы успеть за темпом и не потеряться в общем шуме. Одной из первых композиций в этом жанре является "Out of Vogue" калифорнийской группы Middle Class, запись около 79-го года. Слышим все тот же панк-рок, но на диких максималках, а последние 10 секунд немного отдают трэш-металом (ну если сильно напрячь воображение).

Спид-метал

Однако со скоростью экспериментируют не только панки, но и хэви-металисты, в результате чего в самом начале 80-х зарождается спид-метал. Слушать будем пионеров жанра канадцев Exciter, вещь "World War III" около 81-го года записи. Запредельная для того времени скорость, яркий бас, зловещий, но не агрессивный вокал.

Трэш-метал

Примерно тут же в начале 80-х ребята в кожаных куртках придумали замешивать хардкор-панк с хэви-спид-металом. В итоге получилась гремучая смесь, с одной стороны быстрая, злая и беспощадная, а с другой вполне мелодичная, с запоминающимися гитарными риффами и соло.

Слушать будем легендарную датскую команду Artillery, композиция "We Are The Dead" с демо 82-го года. Тягучее вязкое а-ля Black Sabbath (куда же без них) вступление, затем шарашево по всем традициям спид-метала. И, наконец, тяжелый мрачный резкий рифф в среднем темпе в сочетании с неровным ворчащим вокалом, все это уже звучит как вполне себе трэш, пусть и ранний. Обратите внимание - на 2:15 и чуть дальше вполне органично промелькнет до боли знакомый рифф. Уверен, вы конечно же узнали оригинальную песню, которую потом очень здорово будет исполнять Металлика.

Дэт-метал

Середина 80-х, трэш в самом расцвете, из любого утюга раздаются забойные боевики Большой американской четвёрки и других замечательных коллективов. И где-то здесь от трэша отвлетвляется молодое дерзкое направление - дэт-метал. Что это такое и чем именно он отличается от трэша сказать тяжело, давайте разбирать на примере первых образцов жанра. А именно открывашка альбома "Seven Churches" 85-го года американской группы Possessed - "The Exorcist".

По факту слышен очень злой и агрессивный трэш с заметным присутствием хардкора, но есть 3 ключевых определяющих особенности.

  1. Рычащий вокал, он же гроулинг, который придаёт атмосферу загадки и дополнительного напряжения. Создаётся ощущение, что голос принадлежит не человеку, а какому-то другому существу или даже самой Смерти.
  2. Отход от классической запевно-припевной структуры композиции. На протяжении нескольких десятков лет рок и метал слушатель привык к тому, что в песне обязательно есть забойный рифф, запоминающийся припев и яркое соло где-то между 2-м и 3-м куплетами. В дэт-метале же припев может вообще отсутствовать, соло или другие гитарные пассажи звучат в любой части песни на всем её протяжении, разные рифы могут сменять друг друга несколько раз. В результате музыка становится более сложной для восприятия, уху незачто "зацепиться", а чтобы "въехать" в песню порой её нужно внимательно прослушать несколько раз.
  3. И конечно же гитарное тремоло. В этой песне оно придаёт атмосферу тревоги, мистики и напряжения. Хотя тремоло это довольно старое изобретение, стоит хотя-бы вспомнить балалайку - где это классический приём игры. Но именно с этой песни тремоло станет неотъемлемой частью дэта, а в недалёком будущем и блэка.

Ещё стоит отметить общее мистическое и драмматическое настроение жанра, как-будто сама Смерть причастна к созданию этой музыки и пытается нам что-то сообщить. Драмматизмом также наполнены судьбы первых дэт-музыкантов. Чак Шульдинер из группы Death скончался в возрасте 34 года на самом пике карьеры, успев протащить жанр от первых экспериментов до сложного фелигранного прогрессивного дэта. А Джефф Бесерра из Possessed смог собрать новый состав группы и записать 3-й альбом спустя 33 года молчания, при этом находясь в инвалидном кресле (посмотрите концерт 2019 на Rockpalast, это очень круто и жизнеутверждающе).

Бласт-бит

В тяжелой экстремальной музыке часто выделяются барабаны, звучащие как звук тяжелой пулеметной очереди. На самом деле такой приём давным-давно придумали джазовые барабанщики. Например, это можно услышать в драм-соло Луи Беллсона середины 50-х, и у Тони Уильямса в лайв-альбоме Trio of Doom 79-го года, композиция "Dark Prince". Ну а в метал бласт-бит первыми притащили кроссовер-трешэры S.O.D, альбом 85-го года "Speak English or Die", композиция "Milk".

Грайндкор

Панки тем временем не переставали лютовать и из смеси нескольких направлений хардкора появился грайнд. Звучит это как огромная мясорубка, перемалывающая все, что в неё попадает - плоть, кожу, кости, надежды и мечты. Эффект этот достигается за счёт специальных гитарных риффов, бласт-бита и отчаянного вокала (как-будто исполнитель сам попал в эту мясорубку, либо очень близок к этому).

На протяжении 30 лет грайнд всегда оставался в андеграунде, что сделало его открытым, простым для входа и буквально предназначенным для экспериментов. Например, на вокале может быть коза, собака или свинья. Про текст и смысл уже никакой речи не идёт. А есть ещё джазовые вариации жанра. В общем разрушитель музыкальных устоев Эрик Сати был бы доволен, и наверняка сам сочинял и играл бы что-то похожее.

Слушать будем, как это уже стало принято, пионеров жанра, английская группа Napalm Death, песня "Scum" с дебютного альбома 87-го года, концертная запись 89-го. Помимо музыкальной свободы мы ещё видим абсолютную свободу на сцене, какие то люди ходят по ней, прыгают в толпу, в общем полный джаз. А завершается все классическим риффом из песни "Am I Evil" (ну или чем-то на него жутко похожим).

Блэк-метал

Что-то похожее на блэк играли ещё Black Sabbath в начале 70-х (в самом конце одноимённой песни с 1-го альбома Оззи истошно орёт под гитарное молотилово, чем не блэк?), а в начале 80-х были Venom и Hellhamer, которые сильно повлияли на жанр. А Куортон на первом же альбоме Bathory 84-го придумал тот самый классический "каркающий" вокал, который позже стал почти стандартом для вокалистов-блэкарей.

Но окончательно сформировался блэк в конце 80-х в Норвегии. Несколько молодых команд бросили играть модный в те времена дэт-метал, стали тусовать вместе и придумали что-то совершенно новое. Неистовая, мрачная, мощная музыка, наполненная темной романтикой северной природы и свободы.

В качестве эталона будем слушать композицию "Funeral Fog" легендарной группы Mayhem с концертного альбома "Live in Leipzig" 1990-го года. Блэк начинается с 1-й же секунды, с неистового бласт-бита и завывающих гитар. Считается, что именно норвежские блэкари первыми снова стали играть полные аккорды вместо "пауэр-аккордов", при этом сохраняя и даже сильно увеличивая скорость исполнения. Такая техника позволяет отличить блэк от других жанров буквально с первых нот и придаёт узнаваемую атмосферу тревоги, мрака и загадочности. Чуть позже слышим ещё одну визитную карточку - гитарное тремоло, которое буквально обволакивает слушателя, концентрирует внимание на музыке, заставляет забыть обо всех повседневных делах и хлопотах и полностью погрузиться в атмосферу мрака и холода. И конечно же тот самый фирменный "каркающий" вокал, который окончательно вырывает вас из лап реальности и повествует о загадочном кладбищенском тумане. Эх, романтика...

Заключение

В нашей истории мы вплотную подобрались к 90-м, а там уже нет ничего революционно нового. Все встало на свои рельсы, движется проторенными тропами, что в принципе тоже интересно.

А напоследок будем слушать легендарное трио, которое так или иначе повлияло на творчество всех тяжёлых коллективов (хотели они этого или нет). Песня о том, что процесс может быть интереснее результата.