Вам захотелось установить на автомобиль газовое оборудование, новый руль или багажник, не предусмотренный автопроизводителем? Такие изменения подлежат обязательной регистрации в соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию ТС» от 2019 года. За наличие незарегистрированных самовольных «доработок» законодатели предусмотрели суровое наказание — прекращение регистрации автомобиля.
Суть регистрации — экспертным путём определить, подходит ли то или иное оборудование для установки на авто и не будет ли оно угрожать безопасности участников дорожного движения.
Пытаться «обхитрить» государство не стоит по ряду причин. Во-первых, с 1 декабря 2020 г. все технические экспертизы фиксируются в специальном государственном реестре. Во-вторых, с изменениями в конструкции вы не пройдёте техосмотр по новым правилам. В-третьих, первый же инспектор ГИБДД, выявивший незаконный «тюнинг», вправе выписать штраф в 500 рублей и дать 10 дней на ликвидацию нарушений.
Какие изменения обязательно регистрировать, а какие нет
Официальной регистрации подлежат все конструктивные изменения, не предусмотренные автопроизводителем. И наоборот, оборудование, прошедшее сертификацию и одобренное заводом-изготовителем, можно устанавливать на авто без дополнительных экспертиз. Предполагается, что такая оснастка уже испытана и её безопасность не вызывает сомнений.
Допустим, вы приобрели рулевое колесо стороннего производителя. Этот конструктивный элемент не имеет сертификата, подтверждающего его соответствие конструкции вашего авто. Такой тюнинг подлежит обязательной регистрации.
Другой пример: вы решили установить сцепное устройство на автомобиль. В документах на авто есть упоминание о возможности использования данного устройства. В описании фаркопа также упоминается его совместимость с вашей машиной. В этом случае регистрировать изменения не нужно.
Как легализовать изменения конструкции
Процедура официального оформления конструктивных изменений включает семь последовательных шагов. Её результатом является внесение сведений о доработках в регистрационное свидетельство автомобиля.
1. Первоначальная экспертиза
Куда ехать: в испытательную лабораторию, включённую в государственный реестр.
Эксперты лаборатории ответят на вопрос, можно ли внести в конструкцию автомобиля желаемые доработки. Также они составят перечень работ, необходимых для внесения конструктивных изменений, и требования к устанавливаемому оборудованию. Имейте в виду, что для каждого изменения проводится отдельная экспертиза, поэтому при нескольких доработках следует запрашивать заключения для каждого из них.
Результат: заключение о возможности конструктивных изменений ТС.
2. Получение разрешения ГИБДД
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
Инспекторы ГИБДД должны убедиться в том, что предъявленная документация соответствует требованиям закона, а в заключении экспертов нет противоречий. В ГИБДД придётся предоставить:
- гражданский паспорт заявителя;
- заявление на регистрацию изменений;
- экспертное заключение.
Автомобиль на этом этапе осматривать не будут.
В выдаче разрешения откажут, если:
- регистрационные действия в отношении автомобиля запрещены;
- доработка уничтожит номер кузова, рамы, шасси;
- в результате изменений будет увеличена допустимая максимальная масса ТС.
Результат: разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС.
3. Работы по изменению конструкции
Куда ехать: в автосервис (допускается самостоятельное проведение работ).
После получения разрешения ГИБДД можно приступать к изменению конструкции автомобиля. Это можно сделать как самостоятельно, так и на СТО. Исключением является газобаллонное оборудование, которое устанавливают исключительно в автосервисе, с получением декларации производителя на установочные работы. Важно сохранить все документы на используемые компоненты, включая оборудование, запчасти и аксессуары.
Результат: изменение конструкции.
4. Контроль безопасности конструкции
Куда ехать: в испытательную лабораторию.
После внесения доработок снова отправляемся в лабораторию. С собой берём автомобиль и документы на установленные компоненты (оборудование, запчасти, аксессуары), а в случае установки ГБО — паспорта на каждый газовый баллон. Эксперты лаборатории должны убедиться в том, что внесённые изменения соответствуют предписаниям и безопасны (в соответствии с техрегламентом «О безопасности колесных транспортных средств»).
Результат: протокол проверки безопасности ТС.
5. Прохождение техосмотра
Куда ехать: к аккредитованному оператору техосмотра.
На техосмотр, помимо обычных документов, нужно взять:
- разрешение от ГИБДД на внесение конструктивных изменений;
- протокол проверки безопасности авто из экспертной лаборатории.
Результат: диагностическая карта.
6. Получение свидетельства в ГИБДД
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
Сотрудникам ГИБДД предъявляем сам доработанный автомобиль, а также пакет документов:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- разрешение, полученное в ГИБДД;
- экспертный протокол проверки безопасности;
- декларацию из автосервиса (для ГБО);
- квитанцию об оплате госпошлины на сумму 800 рублей.
Факт прохождения техосмотра тоже проверят. И снова убедятся, что на регистрацию автомобиля не наложен запрет. А еще сверят номер двигателя или кузова.
При осмотре автомобиля инспектор обязан удостовериться, что внесенные изменения соответствуют тем, на которые выдавалось разрешение.
Результат: свидетельство о соответствии ТС с конструктивными изменениями нормам безопасности.
7. Обновление регистрационных данных
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
Заключительный этап также происходит в подразделении ГИБДД. По закону, после получения свидетельства (о котором говорилось выше) у водителя есть 10 дней на замену паспорта и свидетельства регистрации автомобиля.
Достаточно предоставить инспектору полученное свидетельство. На его основании сотрудник внесет поправки в ПТС и СТС, после чего выдаст вам новые документы. С ними можно свободно передвигаться на тюнингованном авто, не опасаясь никаких санкций.
Результат: ПТС и СТС с информацией об изменениях.
Проще, чем кажется
Процедура легализации доработок в конструкцию, на первый взгляд, представляется делом трудоёмким. Однако, если задаться целью усовершенствовать автомобиль в полном соответствии с законом, почему бы не потратить несколько дней? Тем более, что уже на первом шаге будет понятно, возможно ли официальное изменение конструкции.
Фото: autoru-mag.s3.yandex.net
Может пригодиться: Техосмотр-2021: неисправности, с которыми вы точно не пройдёте ТО.