Найти тему
Записки с тёмной стороны

«Постапокалипсис»

Мы с ребёнком выписались из больницы. И первые дни пребывания дома натолкнули на идею для текста.

У меня не самая здоровая спина. Увы. Поэтому комфортный сон для меня очень важен. Разумеется, обеспечить такое в условиях больницы, где приходится делить койку с ребёнком, сложно. Но вот, что интересно: пока мы находились в больничных стенах, спина у меня не болела. Совсем. Обычно мне достаточно посидеть на неудобном стуле чуть больше часа, чтобы с трудом разогнуться. Тут же я могла просидеть всю ночь и не ощущать боли. Зато когда мы выписались, когда день подошёл к вечеру, а ребёнок лёг спать, когда я растянулась удобно у себя в постели, уже через час я ощутила дискомфорт. К утру спина ощутимо болела.

Это весьма типичное явление, которое почему-то многие игнорируют. И я сейчас не только про телесные ощущения.

Очень часто в критические моменты, в сложные периоды человек держится молодцом и прекрасно справляется. Но вот наступает затишье. Сложная ситуация закончилась, а ты закончился вместе с ней.

Это легко объяснимо. В критической ситуации организм мобилизует все имеющиеся ресурсы. Именно так люди перепрыгивают одним махом через высоченные заборы, убегая от опасности. Именно так не спят по несколько суток и держатся достаточно бодро, сохраняя высокую эффективность. Человек работает на запредельных для себя оборотах. Ресурсы истощаются, организм устаёт. и как только сложный момент прожит, экстремальный режим сменяется расслаблением.

Чем дольше длилась сложная ситуация, чем больше было вложено ресурсов на преодоление, тем более истощён человек, тем меньше у него остаётся сил, тем больше заботы и отдыха ему требуется, тем меньше нагрузок он способен вынести в ближайшее время.

Вроде, всё логично и понятно. Но не всем.

В современном мире от человека требуется всегда быть максимально эффективным. Считается, что если ты способен взять какую-то планку, ниже опускаться уже нельзя. Если можешь больше, нельзя делать меньше. Сверхдостижения выдаются за норму.

В итоге что выходит? Окружающие и сам человек оценивают возможности, исходя из критического периода, когда была максимальная мобилизация, когда всё на пределе. Раз ты смог выжить в апокалипсис, то после тебе должно быть легко и просто. Дальше же условия уже не такие жёсткие.

«Ты держался, когда всё было плохо. Чего же теперь, когда всё хорошо, ты не справляешься и ноешь? Соберись, тряпка!»

Очень хорош в качестве примера прошлый год. Многие лишились части дохода, работы, возможности общаться с близкими, прогулок, полноценных тренировок, любимых мест... Но справились. И с дистанционкой детей, и с удалёнкой за меньшие деньги, и с вирусом, и вообще. А теперь многое пришло в норму, вернулось на круги своя, но нет сил радоваться, нет сил гулять, не хочется в любимый спортзал, лень лишний раз встретиться с друзьями, а привычная работа кажется более сложной. И это нормально. Естественно.

Если ты раз пробежал марафон в числе первых, то без перерыва и отдыха ввязавшись в следующий марафон, ты вряд ли будешь лидером. Ладно-ладно, пусть будешь, но в третий раз точно не будешь, а на десятый раз не факт, что сможешь выйти на старт. Если не делать перерывов.

Встаньте на одну ногу и попрыгайте. Столько, сколько сможете. Максимум.Посчитали? Сколько вышло. А теперь снова прыгайте. На той же ноге. Вышло повторить? А теперь ещё раз. И ещё раз десять. Не получится. Не получится, если только вы реально сделали свой максимум в первом подходе.

Мне хочется, чтобы этот текст стал напоминанием о том, что не стоит ориентироваться на максимум, чтобы он напомнил о том, что после любой критической ситуации возможен откат, и тогда нужно не мотивировать себя (или другого), показывая взятую планку, а наоборот – отдыхать и заботиться о себе (или о другом), чуть снизив планку даже ниже привычной ранее.