Найти тему
Исторические сражения

Русские карикатуры на тему вторжения Наполеона в Россию от современника событий

То, что печатная продукция может оказаться мощным средством пропаганды, понимали давно. Но до определенного уровня развития технологий этот инструмент не использовался. Правда, китайцы наловчились массово ляпать гравюры на злободневную тематику еще в VIII столетии, но применяемые технологии не давали шанс на оперативное реагирование на меняющуюся ситуацию. Что тоже накладывало ограничения.

Из Китая практика народной гравюры, прямым наследником которой являются журналы карикатур и комиксы, пришла в Европу. Во времена Тридцатилетней войны она стала неимоверно популярна в Германии, откуда немного позднее ушла во Францию и Голландию. И уже из Франции и Голландии ушла в Россию (тогда же примерно и в Британию). У нас техника получила название "лубок" и приобрела выраженные индивидуальные черты. И стала необычайно популярна в народе. Правда, изначально как сборники скабрезных картинок. Позднее – как неофициальная сатира.

Пример английской карикатуры XVIII века. Самодовольный офицер на плечах солдата переходит ручей. В кармане у него "Очерк об Александре, пересекающем Граник". Карикатурист: John Collet
Пример английской карикатуры XVIII века. Самодовольный офицер на плечах солдата переходит ручей. В кармане у него "Очерк об Александре, пересекающем Граник". Карикатурист: John Collet

Когда в 1812 году началась война с Наполеоном, стала необходима мощная внутренняя идеологическая поддержка. И тогда вспомнили о лубке. Тем более, что войне с Бонапартом посвящали сюжеты многие безымянные лубочные ремесленники. Так что требовалось немного – сделать народные сюжеты ярче и направить их в наиболее выгодное русло. По этой причине с лубком стали работать многие уважаемые профессиональные художники. Большая их часть говорила на французском лучше, чем на родном русском. Но тогда, на пике патриотизма, стало модным демонстрировать свою русскость. А что в массовом изобразительном искусстве тогда могло соперничать с лубочной нарочитой народностью?

Гравюр той поры сохранилось масса. Их в больших количествах выпускали в каждом городе и местечке, где имелась мастерская или типография. Художественная ценность сильно разнится в зависимости от таланта и умения исполнителя. Но листы Ивана Ивановича Теребенева выделяются среди всех. Их отличает тонкая стилизация и техника исполнения, в которой смешались и русский лубок, и английская политическая карикатура, и политическая официальная пропаганда.

Сам художник имел серьезную художественную подготовку. Он закончил Императорскую Академию художеств с аттестатом I -й степени и шпагой. После чего его оставили при Академии – для дальнейшего совершенствования. Так что уровень художника был необычайно высок.

Первые гравюры Теребенева простые люди и даже патриотично настроенные дворяне восприняли как истинно народные. И потому они стали необычайно популярны. Вскоре Теребенев вместе с Венециановым выпустил целую книгу, формально адресованную детям. На деле книга содержала массу гравюр на наполеоновских солдат и вполне годилась для взрослых. Дети видели в картинках Теребенева менторскую, нравственную составляющую. Взрослые забавлялись точностью и тонкостью намеков, содержащихся в гравюрах. Сама же книга называлась "Подарок детям или Новая Российская азбука". Многие иллюстрации того труда известны и сегодня, поскольку зажили самостоятельной жизнью – их массово копировали различные издатели. Правда, такая популярность работ не принесла достатка их автору. Иван Иванович Теребенев умер в 1815 году в нищете, на 35 году жизни.

1. Наполеон у русских в бане. Тут прямо боевое содружество – ратник, казак, солдат. Их нарочитая услужливость выйдет Наполеону боком. Но это видит зритель. А француз на гравюре изображен самодовольным и приосанившимся.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

2. Наполеон учит сына своего бегать. Недоумение, непонимание Наполеона своими же маршалами. У сына в упряжке находится заяц – символ быстрого бега и трусости одновременно.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

3. Карантин для Наполеона по возвращении его из России. Император изрядно ободран, завшивлен и где-то опасен для окружающих – отсюда осторожность врачей, окуривающих его. Это типичная карантинная мера той поры для предотвращения эпидемий. Блоки, через которые перекинуты веревки к сапогам и шляпе императора, чем-то похожи на нитки марионетки. Что говорит о несерьезности, о кукольности фигуры Бонапарта. Но за нитки дергает не кукловод, а впряжены люди. Что сообщает зрителю о той тяжести, что легла на Францию. Капризы императора стоят дорого.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

4. Наполеон танцует под русскую музыку. Танцует не совсем добровольно. Но увлеченно.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

5. Усердная и добровольная поставка рекрутов. Намек на истощение ресурсов Франции. В качестве пополнения уже годятся калеки и душевнобольные. Вместо путных лошадей – клячи. Вдалеке человек в форме захомутал одной веревкой упирающихся людей. То есть теперь ловят рекрутов частым ситом. Лишь бы кто попался.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

6. Наполеонова слава. Русский солдат штыком срывает маску с миловидной дамы. И оказывается, что под нее маскировался черт. Казак нагайкой сшибает листья с лаврового венка – символа победы. Мороз затыкает трубу славы снегом. Надо сказать, что мороз не так уж и сильно потрепал Великую армию в России. Но этот образ уж очень красив и приятен для русского человека. Вот и стал миф культивироваться еще во время войны 1812 года.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

7. Французский вороний суп. Подтрунивание над положением отступающей французской армии. Оборванец в русских лаптях на босу ногу демонстрирует жест, понятный каждому европейцу – пальчики оближешь.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

8. Русский Сцевола. Миф о крестьянине, отрубившем руку свою, когда на ней поставили клеймо, не подтвержден ничем – ни документами, ни мемуарами. И является прямым заимствованием. Тем не менее он стал настолько популярен, что его возвели в ранг исторических фактов. Такие вот 28 панфиловцев эпохи Александра I .

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

9. Пастух и волк. Обыгрывание знаменитого выражения "волк в овечьей шкуре". От Наполеона, вытряхнутого из собственного мундира-шкуры русским мужиком, в панике разбегаются собственные маршалы.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

10. Наполеон спускает змея. У нас воздушные змеи считались пустяшной, детской забавой. На змее Наполеона написано "Затеи великого гения". С одной стороны, это биография Бонапарта. С другой – не более, чем детская писанина. И та неудачная. "1812 год" обрезал бечевку, и огромный запас ниток оказался невостребованным. А "1813 год" испортил и биографию императора. Гвардия еще пыжится, пытаясь поднять змея в воздух (намек на возвышение), но усилия их тщетны.

Карикатурист: Иван Теребенёв
Карикатурист: Иван Теребенёв

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала