То, что печатная продукция может оказаться мощным средством пропаганды, понимали давно. Но до определенного уровня развития технологий этот инструмент не использовался. Правда, китайцы наловчились массово ляпать гравюры на злободневную тематику еще в VIII столетии, но применяемые технологии не давали шанс на оперативное реагирование на меняющуюся ситуацию. Что тоже накладывало ограничения.
Из Китая практика народной гравюры, прямым наследником которой являются журналы карикатур и комиксы, пришла в Европу. Во времена Тридцатилетней войны она стала неимоверно популярна в Германии, откуда немного позднее ушла во Францию и Голландию. И уже из Франции и Голландии ушла в Россию (тогда же примерно и в Британию). У нас техника получила название "лубок" и приобрела выраженные индивидуальные черты. И стала необычайно популярна в народе. Правда, изначально как сборники скабрезных картинок. Позднее – как неофициальная сатира.
Когда в 1812 году началась война с Наполеоном, стала необходима мощная внутренняя идеологическая поддержка. И тогда вспомнили о лубке. Тем более, что войне с Бонапартом посвящали сюжеты многие безымянные лубочные ремесленники. Так что требовалось немного – сделать народные сюжеты ярче и направить их в наиболее выгодное русло. По этой причине с лубком стали работать многие уважаемые профессиональные художники. Большая их часть говорила на французском лучше, чем на родном русском. Но тогда, на пике патриотизма, стало модным демонстрировать свою русскость. А что в массовом изобразительном искусстве тогда могло соперничать с лубочной нарочитой народностью?
Гравюр той поры сохранилось масса. Их в больших количествах выпускали в каждом городе и местечке, где имелась мастерская или типография. Художественная ценность сильно разнится в зависимости от таланта и умения исполнителя. Но листы Ивана Ивановича Теребенева выделяются среди всех. Их отличает тонкая стилизация и техника исполнения, в которой смешались и русский лубок, и английская политическая карикатура, и политическая официальная пропаганда.
Сам художник имел серьезную художественную подготовку. Он закончил Императорскую Академию художеств с аттестатом I -й степени и шпагой. После чего его оставили при Академии – для дальнейшего совершенствования. Так что уровень художника был необычайно высок.
Первые гравюры Теребенева простые люди и даже патриотично настроенные дворяне восприняли как истинно народные. И потому они стали необычайно популярны. Вскоре Теребенев вместе с Венециановым выпустил целую книгу, формально адресованную детям. На деле книга содержала массу гравюр на наполеоновских солдат и вполне годилась для взрослых. Дети видели в картинках Теребенева менторскую, нравственную составляющую. Взрослые забавлялись точностью и тонкостью намеков, содержащихся в гравюрах. Сама же книга называлась "Подарок детям или Новая Российская азбука". Многие иллюстрации того труда известны и сегодня, поскольку зажили самостоятельной жизнью – их массово копировали различные издатели. Правда, такая популярность работ не принесла достатка их автору. Иван Иванович Теребенев умер в 1815 году в нищете, на 35 году жизни.
1. Наполеон у русских в бане. Тут прямо боевое содружество – ратник, казак, солдат. Их нарочитая услужливость выйдет Наполеону боком. Но это видит зритель. А француз на гравюре изображен самодовольным и приосанившимся.
2. Наполеон учит сына своего бегать. Недоумение, непонимание Наполеона своими же маршалами. У сына в упряжке находится заяц – символ быстрого бега и трусости одновременно.
3. Карантин для Наполеона по возвращении его из России. Император изрядно ободран, завшивлен и где-то опасен для окружающих – отсюда осторожность врачей, окуривающих его. Это типичная карантинная мера той поры для предотвращения эпидемий. Блоки, через которые перекинуты веревки к сапогам и шляпе императора, чем-то похожи на нитки марионетки. Что говорит о несерьезности, о кукольности фигуры Бонапарта. Но за нитки дергает не кукловод, а впряжены люди. Что сообщает зрителю о той тяжести, что легла на Францию. Капризы императора стоят дорого.
4. Наполеон танцует под русскую музыку. Танцует не совсем добровольно. Но увлеченно.
5. Усердная и добровольная поставка рекрутов. Намек на истощение ресурсов Франции. В качестве пополнения уже годятся калеки и душевнобольные. Вместо путных лошадей – клячи. Вдалеке человек в форме захомутал одной веревкой упирающихся людей. То есть теперь ловят рекрутов частым ситом. Лишь бы кто попался.
6. Наполеонова слава. Русский солдат штыком срывает маску с миловидной дамы. И оказывается, что под нее маскировался черт. Казак нагайкой сшибает листья с лаврового венка – символа победы. Мороз затыкает трубу славы снегом. Надо сказать, что мороз не так уж и сильно потрепал Великую армию в России. Но этот образ уж очень красив и приятен для русского человека. Вот и стал миф культивироваться еще во время войны 1812 года.
7. Французский вороний суп. Подтрунивание над положением отступающей французской армии. Оборванец в русских лаптях на босу ногу демонстрирует жест, понятный каждому европейцу – пальчики оближешь.
8. Русский Сцевола. Миф о крестьянине, отрубившем руку свою, когда на ней поставили клеймо, не подтвержден ничем – ни документами, ни мемуарами. И является прямым заимствованием. Тем не менее он стал настолько популярен, что его возвели в ранг исторических фактов. Такие вот 28 панфиловцев эпохи Александра I .
9. Пастух и волк. Обыгрывание знаменитого выражения "волк в овечьей шкуре". От Наполеона, вытряхнутого из собственного мундира-шкуры русским мужиком, в панике разбегаются собственные маршалы.
10. Наполеон спускает змея. У нас воздушные змеи считались пустяшной, детской забавой. На змее Наполеона написано "Затеи великого гения". С одной стороны, это биография Бонапарта. С другой – не более, чем детская писанина. И та неудачная. "1812 год" обрезал бечевку, и огромный запас ниток оказался невостребованным. А "1813 год" испортил и биографию императора. Гвардия еще пыжится, пытаясь поднять змея в воздух (намек на возвышение), но усилия их тщетны.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала