Следуя за своим духовным наставником послушники Димитрий и Михаил пытались устроиться сначала в Площанской пустыни, затем в Белобережской и Оптиной. Но везде их встречали препятствия. Внезапная болезнь матери заставила Димитрия вернуться домой, отец пообещал помочь молодым послушникам устроиться на избранном ими пути, но это длилось недолго. Вскоре отец стал снова требовать от сына возвращения на государственную службу. Димитрий уехал из дома, желая посетить монастыри своей родной Вологодской епархии: Дионисиево-Глушицкий, Новоезерский монастыри и Семигородскую пустынь. Годы искушений и поисков обогатили душу Димитрия монастырским опытом, укрепили в преданности Богу.
Вологодский епископ Стефан, видя ревность послушника, зная его благочестивую семью и уровень образования Димитрия, уготовил ему особое место служения Церкви. В 1831 году он совершил постриг Димитрия в монашество в кафедральном соборе Вологды и нарек его Игнатием, в честь священномученика Игнатия Богоносца. Вскоре монах Игнатий был рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря. Благодаря своим знаниям, отец Игнатий в недолгий срок восстанавливает почти разрушенный монастырь, а его духовная мудрость и опыт, несмотря на молодой опыт, привлекает учеников, и количество братий быстро увеличивается.
В 1833 году иеромонах Игнатий возводится в сан игумена. Через некоторое время его вызывает сам император в Петербург, поручает в управление столичную Троице-Сергиеву пустынь, с возведением в сан архимандрита. Молодой настоятель снова приступает к возрождению разрушенной столичной обители. Его друг Михаил Чихачев неизменно помогает во всем, жертвуя на обитель все свое состояние. Многие известные личности проникаются уважением к новому архимандриту и оказывают посильную помощь. Благотворителями обители и духовными собеседниками архимандрита Игнатия стали княгиня Потемкина, граф Толстой-Голенищев, граф Шереметьев и сам Государь император Николай I с супругой. Известные композиторы М.И. Глинка и П.И. Турчанинов взяли на себя труд по обучению монастырского хора.
В 1838 году архимандрита Игнатия назначают благочинным всех монастырей Петербургской епархии. Многие монастыри обязаны ему своим расцветом. Именно по его рекомендации в Валаамский монастырь был назначен настоятелем опытный в духовной и хозяйственной жизни игумен Дамаскин. Их духовная дружба длилась много лет.
Несмотря на высокосветское окружение и частое общение с влиятельными лицами, святителю удавалось сохранять сосредоточенность, молитву и строгий аскетический образ жизни внутри своего сердца.
Неоднократно, изнуренный болезнями и отягощенный суетной жизнью столичного монастыря, святитель подавал прошение об увольнении на покой. Но Господу было угодно, чтобы его избранник послужил Церкви еще и в епископском сане.
В 1857 году архимандрит Игнатий был посвящен в епископа Кавказского и Черноморского. Всего за четыре года своего епископства, святителю удалось привести в порядок новую не обустроенную епархию: улучшить материальную жизнь духовенства, благоустроить семинарию, приходы и монастыри. За многочисленностью хозяйственных забот, святителю удавалось много проповедовать. Этим он заслужил уважение и любовь паствы.
Тяжелая многолетняя болезнь усиливалась, и в 1861 году синод удовлетворил прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Здесь святитель наконец-то обрел долгожданное уединение и покой души. Занимаясь молитвой и написанием аскетических сочинений, святитель не оставлял хозяйственной деятельности. Под его руководством был построен храм в честь Иверской иконы Божьей Матери, произведен ремонт ветхих братских корпусов. Святитель любил принимать простой народ для духовных бесед, порой отдавая крестьянам свои последние сбережения.
Находясь на покое, святитель пересмотрел и разделил на тома свои сочинения. 6 томов, не включая многочисленных духовных писем разным лицам, святитель получил из печати за несколько дней до своей смерти.
Сочинения святителя Игнатия имеют ценность тем, что излагают в точности учение святых отцов, испытанное святителем на собственном опыте и подготовленное им для современного монашества. В его труде «Аскетическая проповедь» и особенно в «Письмах», христиане, живущие в миру, найдут для себя необходимое учение о спасении.
На Пасху 1867 года святитель с большим трудом отслужил Литургию и больше не выходил из кельи. Через две недели, на праздник жён-мироносиц, святитель тихо скончался. Келейник нашел его, лежащим на кровати с молитвенником в руках.
На погребении святителя Игнатия присутствовало 5 тысяч человек. Все удивлялись тому, что не смотря на погребение ощущалась торжественность и пасхальное чувство. Похоронен святитель был в Николо-Бабаевском монастыре, а в 1988 году были обретены его нетленные мощи и до сих пор находятся в Свято-Введенском Толгском монастыре города Ярославля.
Память святителя Игнатия празднуют в день его праведной кончины 13 мая.