Найти тему

В горах на границе Бурятии с Тывой.

1 часть.
В горах на границе Бурятии с Тывой.
Вообщем всё началось с того, что мы собрались посетить одно из труднодоступных и сакральных мест - минеральные источники Жойган.

В прошлом году наша команда не смогла туда добраться, несмотря на все усилия.
Мы лишь добрались до места под названием Хойто-гол.
Вот видео нашего похода:
https://youtu.be/RG8JitPOenA

В этом году учли все особенности данного путешествия и решили попробовать снова.
На этот раз основной вид транспорта был снегоходы. Предполагалось, что эти "железные трудяги" дойдут куда угодно.

Первый день: выезд из города на двух машинах с прицепами, там снегоходы.
Всего у нас их три.
Два "Бурана" и один малыш по сравнению с ними - Стелс капитан 150 Long.
Уступает он своим собратьям в объёме двигателя, а соответственно и по тяговой нагрузке.
Но решено было взять его для проверки на прочность и надёжность.

-2
-3
-4

-5
-6
-7

2 часть.
В горах на границе Бурятии и Тывы.
Наши машины были загружены, поэтому мы двигались медленно.
Весь день у нас ушёл чтобы добраться до населённого пункта Орлик. Оттуда и начинаются маршруты в Жойган, Хойто-гол и Долину вулканов. Заехав на заправку, мы залили полные баки топлива и дополнительно канистры, так как дальше уже будет негде и двинули дальше.
Доезжаем до реки Сенса, ага, нам вверх вдоль неё. Зимник петляет по лесу и выходит прямо на лёд реки. Немного нервно тут ехать, но похоже это единственная дорога, поэтому вперёд.
Закат солнца окрасил горы и лёд в яркие, вечерние цвета. Мы несёмся, повторяя все изгибы реки, с разгона проходя высокие наносы снега. Наша задача уехать к самым крайним домам, чтобы оставить там под присмотром местных свои машины и двинуться дальше.
Но пока мы разгружались, уже стемнело и решено было остаться здесь. Нам предложили баню: там тепло и даже есть свет. Поэтому мы долго не думая разместились все впятером на полу, поужинали и спать.

Утром подъем в семь часов. Начинает светать, так что просыпаемся, собираемся, надо выдвигаться. А на улице мороз минус тридцать. Начинаем пробовать заводить технику. Не сразу, но всё получается. Пакуем последние вещи и выдвигаемся.
Первые километры пути и первые неисправности техники.
У одного Бурана перестала включаться скорость. Пока наши ремонтируют, я решаю пройти на своём снегоходе вперёд на несколько километров. Набить дорогу, протропить так сказать. И это было моя грубая ошибка. Нельзя делиться в таких походах, а в таких местах тем более.

3 часть.
В горах на границе Бурятии с Тывой.
Пошёл мой снегоход по нетропленному снегу. Плывёт. Рычит мотор на высоких оборотах. Один километр, два, три, пять, десять. Вошёл во вкус. Заскакивает на горки, пролетает низинки заметные снегом. Выезжаю на поляну к Зимовью. Ого уже около шестнадцати километров отмотал.
Захожу осматриваюсь.
В Зимовье похозяйничало какое-то животное, разорвав мешки в которых люди оставили кое-какие продукты.
Предположительно Соболь. Судя по дыре в целлофановом окне и следам на снегу.

Оставляю вещи и решаю пройти ещё немного, пока есть время, завтра будет легче по протоптаной да застывшей дороге.
Гоню дальше. Прохожу два-три километра и попадаю в засаду.
Впереди просто ровный снег, а под ним оказалась вода.
Снегоход неожиданно сел и остановился. Я даже не понял сначала причину остановки. Впереди снег, оглядываюсь назад и ужасаюсь. Сидит мой снежик по подножки в воде,  а вернее в каше из снега и воды. И ни взад ни вперёд.
Гусеница буксует. Сел намертво. Вокруг каша. Пока пытался его вытащить, промочил одну ногу.  Сделав энное количество попыток понял, что трачу силы в пустую. Надо возвращаться.

Тяжело идти по такому снегу. Ноги тонут. Хотя я недавно здесь проезжал, но след ещё не застыл. Вот завтра будет нормально.  Пока шёл до зимовья весь взмок. Сразу всплыли в памяти рассказы местных о том, что в этом году очень много волков. Поэтому внимательно смотрю по сторонам.

4 часть.
В горах на границе Бурятии и Тывы.
Наконец знакомая поляна с зимухой.
Первое что надо сделать - заготовить дров, да так чтобы хватило на всю ночь. У меня нет спальника, поэтому буду спать как есть в одежде. Да и Зимовье долгое время не топили и оно промёрзло. Придётся мне всю ночь подкладывать в печь дровишки, чтобы не замёрзнуть.

У меня с собой ничего нет из еды, попробую найти что-нибудь здесь.
В мешке, подвешенном у стены, нашлось грамм пятьсот риса и макарон, уже неплохо. На столе стоит подсолнечное масло. На полке алюминевая кастрюля, надо только её хорошо помыть. Набираю снега, ставлю на печку. Ломаю еловые ветки, тру ими края кастрюли, использую вместо жёсткой губки.
Сначала собираюсь вскипятить воду, нашлось пару пакетиков чая и немного сахара.
Выхожу в очередной раз за дровами, в глаза бросилось движение в далеке. Что-то большое. Кабан ходит по склону, как раз откуда я приехал, спокойно и деловито роет землю.

Секач. Хозяин этих мест. Тут всё перерыто им. Понаблюдал я немного за ним и дальше заниматься своими делами начал.
За меня дрова никто не соберёт.
Пилы и топора нет, поэтому пробираюсь по глубокому снегу и ломаю сухие ветки до которых могу дотянуться, таскаю к Зимовью. Энергозатратное это занятие, особенно если учесть что уже вечер, а принимал пищу я утром.

Темнеет. Понимаю что сегодня точно никто не придёт. Становится немного тоскливо и тревожно. Это означает что у наших там серьёзные поломки, иначе они бы уже добрались. Решил так. Жду завтра ещё один день и если никого, то значит что-то серьёзное, поэтому выдвигаюсь пешком назад к своим. Будет тяжело. Всё-таки нас разделяют около шестнадцати километров по лесной дороге вверх-вниз, ещё глубокий снег. Непонятно насколько ноги будут проваливаться, если идти по собственному следу от снегохода.

5 часть
Ставлю кастрюлю со снегом на печку.
Так как ёмкость одна, надо выбирать.
Рис варить буду завтра, а сегодня чай.
Нужна вода.
Конечно такую воду нежелательно использовать, так как в ней нет солей и минералов, и в долгосрочном использовании приводит к дисбалансу водно-солевого обмена. На такие случаи можно брать в аптеке "Регидрон", чтобы восполнять недостающие элементы.
Но сейчас у меня выбора нет.

Наступает ночь. Резко похолодало. Это чувствуется и в доме. Даже в одежде пробегает озноб, чуть перестаёт топиться печь. Стелю на полати рядом с источником  тепла мешки в которых я нашёл продукты, так как даже от дерева чувствуется холод, и дремлю.
Как только огонь гаснет, начинает "подтрясывать" от холода, сразу встаю и подкладываю. Для меня он сейчас источник жизни. Без огня до утра не протянуть.

Утро выдалось хмурым. Ветер гонял снег над горами и долинами, раскачивая многовековые кедры.
К обеду всё улеглось, выглянуло солнышко, небо стало синего цвета.
Я пошёл заготавливать дрова, чтобы сварить рис, да и возможно сегодня опять придётся ночевать здесь.
День клонился к вечеру, на ближайшем склоне опять появился кабан. В этот раз он лениво посматривал в мою сторону и занимался своими делами, не опасаясь незваного гостя в моём лице.
Но вдруг он скачками припустил и быстро скрылся за склоном, через пару секунд из леса выскочили два снегохода.
Подъехав ко мне мужики расспросили что к чему. Мы познакомились и погнали вызволять из ледяного плена мой снегоход. Оказалось что эта компания опытных снегоходчиков направляется в Хойто-Гол, а значит нам по пути и мы сможем друг другу помочь в дороге.
По прибытию на место осмотрели технику, вроде не так страшно несмотря на то, что снегоход простоял сутки в воде.
Лёд стали ломать топором вокруг корпуса и подножек. Гусеница вроде не полностью вмёрзла, а значит есть шанс вытащить не повредив технику. Немного раскачали, зацепили за лебёдку их снегохода и потянули. Я перед этим запустил двигатель, прогрел его, включил заднюю скорость и стал помогать малым ходом.
Дело пошло. Потихоньку мы выбрались из воды и льда. Пожав друг другу руки  каждый полетел в свою сторону. Они дальше к Хойто-Голу, я назад к Зимовью.

6 часть
В горах на границе Бурятии и Тывы.
Через час наша команда была вся в сборе. Мы шумно обменивались впечатлениями за прошедшие сутки. Ночуем здесь, завтра выдвигаемся дальше.

Утро началось с непростых решений.
Один из трёх снегоходов был неисправен и нам пришлось думать, как двигаться дальше. Разместили вещи на двух санях, цепляем за снегоходы. Двоим придётся дальше идти на лыжах, так как иначе техника будет перегружена.
Решено, сделано.
Идёт наша колонна медленно, но верно по проторенной впереди идущей группой дороге. Ползём в горочки, проходим низинки. Иногда подталкиваем наш Буран, так как он больше загружен и чаще встаёт на склонах. Время к обеду,  доходим до одного из зимовий, а там стоят наши старые знакомые. Вообщем впереди крутой перевал, в который они вчера долго взбирались, "засаживая" и откапывая своих железных  коней. Выбились из сил и решили вернуться в Зимовье чтобы переночевать, а завтра продолжить с утра по застывшему за ночь следу.
Пока мы меняли ремень вариатора на Буране, они оторвались, только слышно как в далеке гудят двигателя их импортных мощных машин.
Нагнали мы наших друзей только на крутых подьёмах Хойто-гола. Им пришлось отцепить свои сани с грузом, чтобы пробиться через полтора метровые толщи снега. Наши усилия объединились. Кто-то откапывал утонувшие снегоходы, кто-то расчищал дорогу, чтобы они могли на скорости выскочить из сугроба и продолжить  путь. Вообщем, к темноте наши команды выскочили к домикам на поляне Хойто-гол.
Сразу разделили фронт работ. Одни за водой, другие за дровами. Кипит работа. Ещё одно немаловажное и трудоёмкое занятие - это тропёжка ко всем необходимым местам. Сегодня надо все тропинки набить, чтобы за ночь они затвердели.

Надев снегоступы я пошёл к источнику и ваннам, это метров четыреста от домиков. И чем дальше ухожу от ребят, тем больше разных мыслей лезет в голову. Вдруг зверь какой?
Следов вроде нет. Темнота. Вокруг заснеженная тайга. Вдруг впереди в свете фонарика замечаю какое-то движение. Непонятно что, но движется. Пригляделся, это флаг развивается на ветру. Я уже почти подошёл к источнику. Фу, отлегло. Пошли дальше. На самих источниках видимо с осени, а может и с лета никого не было. Но ничего не изменилось. Бегут тёплые ручейки, наполняя деревянные ванны в домиках, неся в себе целебные свойства для тела. Наполняется человек жизненной энергией в таких местах, познавая радость в общении с природой.
Охраняй и береги её человек. Таких целебных мест остаётся всё меньше.
Не каждому дано побывать в этом месте. Сокрыто оно горами Восточных Саян, труднопроходимыми перевалами и болотами. Стоят на страже древние седые от снегов воины вершины, угрожая лавинами да камнепадами.
Поэтому берегись путник.
Помни, что ты гость у матери природы.

Через пару дней двумя командами решаем пройти под перевал Чойган-Дабан, чтобы оттуда попасть в долину источников Чойган. Собираемся и выходим на трёх снегоходах.

Дорога вдоль реки Дунда-гол не безопасна. Нависают над ней горы да ущелья. Проходим огромную гору снега, перемешанную с камнями и ветками. И до меня доходит - это сошла лавина, завалив всё вокруг тоннами снега. Ладно, идём дальше. Ещё  одна гора, и ещё одна. Сколько их тут. Катим, а сами на горы посматриваем чтобы нас не накрыло. Подходим всё ближе к перевалу Чойган-Дабан. Речушка не замершая бежит и прижимает нас под гору, как раз под место схода лавин. В одном месте один из снегоходов на скорости ложится на левый бок, проваливаясь в глубокий снег. Начинаем откапывать опять каша из веток, деревьев. Смотрим на уцелевшие рядом стоящие деревья: ветви сломаны на несколько метров вверх. Это какое  здесь цунами из снега прошло, что на такой высоте ветви обломало. Откапываемся, проходим дальше. Стоять! Похоже что дорога проходит прямо по воде бегущей речушки. Нам не пройти так.
До перевала около километра. Стоим думаем, а погода всё больше портится: ветер, снег. Ну что, назад. Пока нас тут не накрыло. Жаль конечно, особенно когда цель так близко. Но важно знать когда надо остановиться. Иначе беды не миновать.

Для меня один из самых трудных дней был во время выхода. Казалось бы дорога набита, груза гораздо меньше, завёл снегоход и жми на газ.
Но у нас без приключений не бывает.
Итак, ранний подъём, сборы, выезд. Идём потихоньку. Впереди Буран с прицепом и человеком, я за ними тоже с санями и поклажей. Двое наших парней идут на лыжах. Попытались мы их посадить ко мне в сани, тяжело стало технике. Около двухсот килограмм, да ещё дорога такая вверх, вниз. Появился то ли хруст, то ли треск. Я подумал, что это цепь вытянулась, попытались подтянуть - итак в крайнем положении. Вообщем, вскрытие в сервисе покажет, а пока пацанов на лыжи и в путь. Нам около тридцати километров по тайге надо пройти. Катим, хруст то появится то пропадёт. Ладно пока едет вперёд. Газуем в горки, с них накатом. В одном месте поворачиваюсь, саней нет. Ёмаё, обломало прицепной. Ладно делать нечего, привязываем сани стропой и дальше погнали. Через какое-то время выходим к Зимовью в котором я выживал. Радуемся, что осталось около двадцати километров до машин, отдыхаем пьём чай. Оказалось что рано радовались. Заводим технику ехать дальше, с одним Бураном что-то не в порядке. Включаешь скорость он глохнет. А вот первый Буран как скорость включил так похоже и не выключал до самого конца, несмотря на то, что договорились все ждать друг друга. Ну что делать? Один стоит сломанный, другой надавил на газ и улетел, он же является ремонтником снегоходов. Делать нечего, опять делиться надо. Я отправляюсь вслед за первым, чтобы либо догнать,  задача вообщем вернуть его обратно.

Догнал я его только через шестнадцать километров, рассказал что произошло, отцепили мои сани взяли запчасти поехали на моём снегоходе назад. Около часа езды и мы на месте.  Полезли разбирать Вариатор, а нужного ключа нет, в другом снегоходе остался. Просят чтобы я снова съездил и привёз. Это как минимум час туда и час обратно. Сложно передать бурю эмоций внутри меня, возникшую из-за человека, который едет ремонтировать технику и не берёт с собой нужный ключ

Делать нечего, снова прохожу этот участок туда и обратно.
Замёрз. Усталость сказывается, начинаю делать ошибки в управлении. Ладно, я на месте, привёз всё, что просили. Сам к печке греться да горячий чай пить. Быстро они сделали снегоход,  собираемся и в путь.
Я уже в пятый раз за сегодня прохожу этот шестнадцати  километровый участок уже при свете фар. Уже недалеко осталось как у Бурана сгорел сначала дальний потом и ближний свет. Делать нечего, тот кто за рулём одел налобный фонарик,  а я на своём сзади врубил свет на полную мощность, чтобы хоть как-то осветить дорогу. Надо отдать должное моему Стелсу Капитану свет у него хороший,  да и  вообще подводя итоги похода - он показал себя с лучшей стороны. Проехал я на нем больше двухсот километров за эти дни в горной местности да ещё с тяжёлыми санями. Вообщем,  я техникой доволен.
Ну а мы тем временем добрались до места ночёвки нашей команды, где уже вовсю топилась печка и стоял горячий чай. Отсюда до наших машин около трёх километров, завтра с утра мы их пройдём легко,  ну а пока залазим в спальники и на боковую. Тяжесть сегодняшнего дня навалилась разом, погружая нас в глубокий сон.

Утром снова минус тридцать. Техника заводится не сразу. Но через некоторое время мы уже едем по лесной дороге друг за другом. Вот они наши машины. Ещё около часа сборов и мы уже катим в сторону города,  покидая этот горный район.
Интересное получилось путешествие.
Главное мы смогли побывать там где ещё не были, узнать обстановку вблизи перевала Чойган-Дабан и может быть мы сюда вернёмся следующей зимой.

ССылка на видео с похода:

-8