Из этой истории у Тарантино вышел бы отличный фильм. Только представьте: она вонзает себе в грудь нож и тут начинается тарантиновская феерия крови, такой красный салют, плотные брызги от которого заполонили все помещение и всех людей вокруг.
В "Истории Рима" Тита Ливия, эта легенда закреплена как исторический факт, произошедший в 509 году до н.э.
Ее зовут Лукреция - легендарная добродетельная жена римского патриция Тарквиния Коллатина (племянника царя) и дочь консула. Она целиком и полностью была преданна своему супругу. А еще славилась своей необыкновенной красотой.
Сын царя, Секст Тарквиний, был настолько пленен красотой женщины, что ворвался в дом Коллатина и, угрожая ножом, обесчестил Лукрецию (с этого момента и началась бы тарантиновская вакханалия - тот сюр, которым славятся его "Джанго освобожденный" и "Омерзительная восьмерка").
Добропорядочная женщина не смогла вынести такого позора и, признавшись отцу и мужу в случившимся, на глазах у всех заколола себя ножом (финал тарантиновской саги, но не финал истории Лукреции).
Перед тем, как совершить суицид, барышня взяла обещание, что ее смерть будет отомщена.
Обещание было исполнено: это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом (родственником Лукреции), который привел к свержению монархии в Риме и к установлению Республики.
В литературе и изобразительном искусстве Лукреция навсегда осталась символом доблести, не покоренной тиранией (Тарантино, конечно же, расставил бы другие акценты).
Ван Клеве, в общем-то, тоже о другом.
⠀
Он запечатлел не смерть героини, а самый драматичный момент этой истории - кинжал вонзается в прекрасное и еще живое тело красавицы. В каком-то смысле это АТАКА. Атаку и хотел представить Ван Клеве.
Это Нидерланды и это эпоха испанского владычества. И в этой истории Ван Клеве важна именно семантика смерти Лукреции - тот бунт, который сверг монархию в Риме.
Перед нами северовозрожденческий художественный ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ - призыв к восстанию против испанского владычества - своего рода, ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ того времени.
Поэтому и такая доминанта красного цвета, агрессивного, кровавого, цвета войны, мести... и Тарантино.