Найти тему
Тесткадастр.РФ

Как вас обнаружит местный орган власти и внесет в ЕГРН в качестве правообладателя ранее учтенной недвижимости

Итак, с 1 июля 2021 г. все местные органы власти, включая органы власти субъекта РФ с особым статусом (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), получат возможность определить правообладателей ранее учтенной недвижимости (учтена в свое время по правилам, но со временем правила учета поменялись и требуют новых сведений, в частности, у многих таких объектов отсутствуют записи о правообладателях).

Для чего нужен правообладатель каждого объекта недвижимости?

Правильно, для того, чтобы повысить градус и степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания объекта недвижимости. Но основной задачей следует считать решение вопроса по вовлечению ранее учтенной недвижимости в налоговый оборот и уплате законно установленных имущественных налогов. Имущественные налоги формируют местные бюджеты и являются основой для социальных программ, реализуемых на местах, — это строительство дорог, школ, благоустройство территорий.

Фото: Евгений Чесноков, Андрей Новичков 
Исторический вокзал в Покровское-Стрешнево, г. Москва
Фото: Евгений Чесноков, Андрей Новичков Исторический вокзал в Покровское-Стрешнево, г. Москва

Выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости посвящена новая статья 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" с аналогичным названием.

Местные органы вправе осуществлять следующие мероприятия:

  1. проведение анализа сведений, в том числе о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, содержащихся в документах, находящихся в архивах и (или) в распоряжении уполномоченных органов, осуществляющих данные мероприятия;
  2. направление запроса в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов;
  3. опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов либо законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа соответствующих муниципального образования или субъекта Российской Федерации, на территориях которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, либо на иной территории, расположенной за границами населенного пункта (в случае проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости за границами населенного пункта), сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий.

Отмечаю, что орган местного самоуправления не ограничен в обращениях в федеральные органы власти (их территориальные подразделения) и нотариусу по месту нахождения ранее учтенного объекта недвижимости в целях получения сведений о возможном правообладателе такого объекта.

Предусмотрены обращения:

  • в орган, уполномоченный на присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
  • оператору федеральной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;
  • нотариусу по месту открытия наследства;
  • в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Ответ на запрос должен быть дан указанными лицами и органами не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения такого запроса, если иной срок рассмотрения такого запроса не установлен законодательством Российской Федерации.

Следующим этапом готовится проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости со всеми необходимыми сведениями, выявленными в ходе мероприятий по поиску правообладателей и выполненных запросов различных уполномоченных лиц.

Проект решения в обязательном порядке доводится до лица, выявленного в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Публикуется на официальном сайте органа местного самоуправления и направляется заказным письмом с уведомлением о вручении такому лицу.

Проект решения считается полученным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" данного заказного письма либо со дня, указанного в расписке о получении этим лицом проекта решения, а в отдельном случае, если проект решения был направлен только по электронной почте - со дня направления по электронной почте.

В случае, если не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. При наличии возражений решение об установлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости принимается через суд.

Если возражений со стороны правообладателя не поступило, орган местного самоуправления подает заявление о внесении сведений о правообладателе, а при отсутствии сведений о ранее учтенном объекте недвижимости также сведения и о таком объекте с учетом требований, установленных Законом о регистрации. При наличии возражений, как отмечалось выше, заявление готовится на основании решения суда.

Дополнительно отмечаю.

Предусмотрено, что в случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости.

Орган местного самоуправления также может организовать выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, по итогам таких работ обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков.

В свою очередь, правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости вправе самостоятельно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Если статья понравилась, не забудь отметить царским "лайком", либо оставить комментарий!