В 1889 году Великий князь Павел Александрович сыграл свадьбу. В качестве свадебного подарка композитор Кротков преподнес молодым одноактный балет "Капризы бабочки".
Литературная основа для свадебного подарка, если честно, была так себе. В основе лежит "поэма-шутка" Якова Полонского "Кузнечик-музыкант", написанная за 30 лет до балета. Шутка получилась не так чтоб веселая - перед нами басня про то, как скрипач-кузнечик полюбил красавицу-бабочку из полусвета и выполнял все ее капризы. Но бабочка не оценила любви скромного музыканта:
"Что вы говорите? - молвила Сильфида, -
Мой жених - кузнечик! Какова обида!
Кто такие в свете распускает слухи?
Или эту глупость выдумали мухи!" -
В итоге легкомысленная героиня увлеклась заграничным певцом-соловьем и сбежала с ним из родного леса. Финал "шутки" печален: соловей бросил бабочку, и та наложила на себя руки... лапки... ну, словом, погибла. По другой трактовке этой сцены, соловей просто клюнул бабочку в сердце и улетел. А вот нечего было!.. - как бы грозит пальцем ветреному женскому полу автор.
В общем, странный выбор либретто для молодоженов. Ну да ладно. Нам важно другое.
Балет понравился и молодым, и зрителям, и критике, и еще несколько раз возобновлялся на сцене Мариинского, а потом Кировского театра.
(Если кому-то интересно, как такие фото снимали, - у меня вот здесь об этом было).
В поэме появляется и божья коровка: за ней ухаживает муравей:
Он встречал коровку у N. N. в салоне.
Где он появлялся, насурмивши бровки,
И, быть может, рад был услужить коровке.
Однако в хореографии Петипа божьи коровки - вполне себе ползучие жуки в больших панцирях, безо всяких этих светских штучек.
Чем же нам интересна вся эта история?
А тем, что в 10 лет в панцире божьей коровки на сцену Мариинского театра впервые вышла ученица Петроградского театрального училища Галя Уланова.
— Яков Петрович, этих без грима? — останавливает чей-то голос пробегающего человека с бородой и в белом халате.
— А чего у них гримировать — ведь они без лиц будут! — бросает на ходу Яков Петрович, гримёр, и пробегает дальше, откуда уже слышится нетерпеливый голос:
— Божьи коровки, одеваться!
На лицо ей надели прозрачную шёлковую масочку с отверстиями для глаз и для рта. Так вот что значит «без лиц»!
Неужели через несколько минут она выйдет на сцену, в сияние красок, огней, разноцветных одежд и цветущих растений!
— Панцири, панцири давай! — торопит кого-то полная костюмерша.
И Галя с удивлением смотрит на четыре картонных щита, на которых нарисованы такие же точно крапинки, какие она видела летом на спинках у божьих коровок.
Магдалина Сизова. "История одной девочки" (книга написана по беседам с Галиной Улановой)
Я сказала, что Галя "вышла". Но вернее сказать все-таки, что она - как и другие девочки-"коровки" - выползла.
...чёрная дыра-пропасть разверзлась перед ней. Эта чёрная пропасть была немая, но живая: она была полна людей, а где-то на самом краю огромной чёрной бездны мелькнул светящийся фонарик с надписью: «Запасный выход».
И, в ужасе перед этой дырой, откуда веяло теплом, Галя шлёпнулась под тяжестью и панциря и страха на ярко освещённый пол и, закрыв глаза, поползла по маленькому кусочку сцены. Уши её слышали, как сквозь сон, знакомую мелодию, с трудом узнавая её в оркестре; сердце билось часто-часто, глаза были крепко зажмурены, а под большим, тяжёлым щитом двигались маленькие худые ножки. Но двигались и ползли они в такт!
В книге, кстати, очень трогательно описан первый стресс от появления на сцене:
Отгремела музыка, загрохотал в рукоплесканиях зал. Занавес опустился, поднялся и опять упал.
Но маленькая «божья коровка» оставалась неподвижной.
Легко было шлёпнуться на пол. Встать из-под панциря — вот что было трудно! И на это не хватило сил. Так она и лежала до тех пор, пока чьи-то сильные руки не подняли её и не поставили на ноги, и голос рабочего сцены весело сказал:
— Ну, вставай теперь, ползи домой, насекомая! Отыгралась!
Вот так впервые встретились - маленькая испуганная девочка и петроградская публика, не подозревающая, что перед ней будущая звезда советской и мировой балетной сцены.
Ну а "Капризы бабочки"... Популярность балета вскоре сошла на нет. Его одно время ставили в один вечер с другой одноактовкой - "Феей кукол" Р.Баэра, а потом он плавно отошел в область балетных раритетов. И лишь в Париже его еще какое-то время ставили и смотрели, потому что он напоминал русским эмигрантам о России и том времени, когда балеты сочинялись к свадьбам великих князей...
--
<<Следующий пост Предыдущий пост>>
Похожие статьи:
О забавной послереволюционной переработке "Спящей красавицы"
--
Здесь - путеводитель по всем моим постам.
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.