Театр начинается с вешалки, а текст - с заголовка. Продолжаем разговор о том, как организовать работу на уроке с заголовками.
О первых пяти приёмах вы можете прочитать здесь.
Приём 6. Аукцион идей
Чем-то этот приём напоминает первый - Прогнозирование", но здесь присутствует элемент игры. Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок и представить, что к ним обратился автор текста. Название он придумал, а вот содержание нет. И теперь он просит учеников поделиться своими идеями. Раз это аукцион, то нужно предлагать как можно больше идей. Идеи и фамилии учеников, которые их предложили, надо фиксировать, чтобы потом, после прочтения, обратиться к записям, обсудить и посмотреть, кто из учеников ближе всех оказался к задумке автора.
Пример.
Заголовок: "На рыбной ловле". Возможные варианты учеников: рыбаки поймали очень большую рыбу; рыбаки поймали золотую рыбку; рыбаки увидели и выследили браконьеров; рыбаки увидели много погибшей рыбы и выяснили причину; началась гроза, и рыбаки попали под дождь; лодку рыбаков унесло далеко от берега и т.д.
Приём 7. Глоссарий
Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и слова, записанные на доске, а затем предположить, какие из этих слов могут быть связаны с текстом. Среди слов должны быть и те, которые имеют отношение к тексту, и те, которые к нему никак не относятся. Отбирая слова, ученики должны обосновать свой выбор. После прочтения текста надо вернуться к глоссарию и обсудить, какие слова были отобраны верно, а какие нет и почему.
Пример.
Заголовок: "Эти удивительные пчёлы". Глоссарий (выделены те слова, которые относятся к тексту): насекомые, польза, герб Симферополя, трудолюбие, самка, урожай, ульи, гнезда, яйца, бортник, соты, воск, косметика, живопись, яд, четырехугольник, шестигранник.
Приём 8. Таблица вопросов
Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и заполнить таблицу вопросов. Заголовок надо поместить в ту колонку, на вопрос которой он отвечает, а остальные колонки заполнить, проявив воображение и умение прогнозировать. После прочтения возвращаемся к таблице и сравниваем записи в ней с полученной из текста информацией.
Вопросы для таблицы:
- Кто? (Что?)
- Какой?
- Где? (Куда? Откуда?)
- Когда?
- Что произошло?
Пример.
Заголовок "Мудрый царь". Возможные варианты. Рисунок 1 - таблица до чтения. Рисунок 2 - таблица после чтения.
Приём 9. Классифицируй заголовок
Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и классифицировать, то есть отнести к одному из известных им видов заголовков. Затем надо провести беседу: "Почему автор назвал свой текст именно так? Какую задачу он ставил перед своим текстом?" После прочтения самого текста надо вернуться к классификации и обсудить, соответствует ли заголовок, на взгляд учеников, задумке автора, решает ли он свою задачу.
Классификация заголовков:
- заголовок-тема;
- заголовок-главная мысль;
- заголовок- вопрос;
- заголовок-оценка;
- заголовок-побуждение к действию;
- заголовок-место (время) действия;
- заголовок-имя (географическое, историческое название);
- заголовок-интрига (загадка);
- заголовок-факт (событие);
- заголовок-восклицание.
Примеры.
Заголовки: "Ворчун скворчащий с хрустящей корочкой" (загадка); "Она умеет превращаться!" (интрига и восклицание); "Сельское утро" (время и место действия); "О кошачьих" (тема), "На зарядку становись!" (побуждение к действию).
Приём 10. Игры с заголовком
Этот приём можно использовать, когда ученики хорошо овладели предыдущим. Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста, подумать, о чём он им говорит, и "поиграть" с ним, а именно - переделать его так, чтобы он стал:
- вопросом;
- интригой (загадкой);
- одним словом (тема, место, время, имя и т.д.);
- восклицанием;
- призывом;
- сообщением;
- оценкой;
- дополнением с предлогом о (о чём?).
Пример.
Заголовок: "Любимое блюдо рыболова". Возможные варианты учеников:
- вопрос - "Какое блюдо у рыболова любимое?";
- загадка - "Рыболов любит есть...";
- одно слово - "Уха";
- восклицание - "Так вот какое блюдо у рыболова любимое!";
- призыв - "Узнайте о любимом блюде рыболова";
- сообщение - "У рыболова есть любимое блюдо";
- оценка - "Рыболов знает толк в еде";
- дополнение с предлогом о - "О любимом блюде рыболова".
Эти приёмы способствуют мотивации учеников к чтению текстов, познавательной активности детей, их умению анализировать информацию, получать знания путем анализа и прогнозирования, актуализировать знания и др.
Буду рада, если вам пригодится мой материал.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".