Найти тему

10 приёмов работы с заголовком текста. Часть 2

Оглавление

Театр начинается с вешалки, а текст - с заголовка. Продолжаем разговор о том, как организовать работу на уроке с заголовками.

О первых пяти приёмах вы можете прочитать здесь.

Приём 6. Аукцион идей

Чем-то этот приём напоминает первый - Прогнозирование", но здесь присутствует элемент игры. Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок и представить, что к ним обратился автор текста. Название он придумал, а вот содержание нет. И теперь он просит учеников поделиться своими идеями. Раз это аукцион, то нужно предлагать как можно больше идей. Идеи и фамилии учеников, которые их предложили, надо фиксировать, чтобы потом, после прочтения, обратиться к записям, обсудить и посмотреть, кто из учеников ближе всех оказался к задумке автора.

Пример.

Заголовок: "На рыбной ловле". Возможные варианты учеников: рыбаки поймали очень большую рыбу; рыбаки поймали золотую рыбку; рыбаки увидели и выследили браконьеров; рыбаки увидели много погибшей рыбы и выяснили причину; началась гроза, и рыбаки попали под дождь; лодку рыбаков унесло далеко от берега и т.д.

Приём 7. Глоссарий

Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и слова, записанные на доске, а затем предположить, какие из этих слов могут быть связаны с текстом. Среди слов должны быть и те, которые имеют отношение к тексту, и те, которые к нему никак не относятся. Отбирая слова, ученики должны обосновать свой выбор. После прочтения текста надо вернуться к глоссарию и обсудить, какие слова были отобраны верно, а какие нет и почему.

Пример.

Заголовок: "Эти удивительные пчёлы". Глоссарий (выделены те слова, которые относятся к тексту): насекомые, польза, герб Симферополя, трудолюбие, самка, урожай, ульи, гнезда, яйца, бортник, соты, воск, косметика, живопись, яд, четырехугольник, шестигранник.

Приём 8. Таблица вопросов

Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и заполнить таблицу вопросов. Заголовок надо поместить в ту колонку, на вопрос которой он отвечает, а остальные колонки заполнить, проявив воображение и умение прогнозировать. После прочтения возвращаемся к таблице и сравниваем записи в ней с полученной из текста информацией.

Вопросы для таблицы:

  • Кто? (Что?)
  • Какой?
  • Где? (Куда? Откуда?)
  • Когда?
  • Что произошло?

Пример.

Заголовок "Мудрый царь". Возможные варианты. Рисунок 1 - таблица до чтения. Рисунок 2 - таблица после чтения.

Приём 9. Классифицируй заголовок

Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста и классифицировать, то есть отнести к одному из известных им видов заголовков. Затем надо провести беседу: "Почему автор назвал свой текст именно так? Какую задачу он ставил перед своим текстом?" После прочтения самого текста надо вернуться к классификации и обсудить, соответствует ли заголовок, на взгляд учеников, задумке автора, решает ли он свою задачу.

Классификация заголовков:

  • заголовок-тема;
  • заголовок-главная мысль;
  • заголовок- вопрос;
  • заголовок-оценка;
  • заголовок-побуждение к действию;
  • заголовок-место (время) действия;
  • заголовок-имя (географическое, историческое название);
  • заголовок-интрига (загадка);
  • заголовок-факт (событие);
  • заголовок-восклицание.

Примеры.

Заголовки: "Ворчун скворчащий с хрустящей корочкой" (загадка); "Она умеет превращаться!" (интрига и восклицание); "Сельское утро" (время и место действия); "О кошачьих" (тема), "На зарядку становись!" (побуждение к действию).

Приём 10. Игры с заголовком

Этот приём можно использовать, когда ученики хорошо овладели предыдущим. Учитель предлагает ученикам прочитать заголовок текста, подумать, о чём он им говорит, и "поиграть" с ним, а именно - переделать его так, чтобы он стал:

  • вопросом;
  • интригой (загадкой);
  • одним словом (тема, место, время, имя и т.д.);
  • восклицанием;
  • призывом;
  • сообщением;
  • оценкой;
  • дополнением с предлогом о (о чём?).

Пример.

Заголовок: "Любимое блюдо рыболова". Возможные варианты учеников:

  • вопрос - "Какое блюдо у рыболова любимое?";
  • загадка - "Рыболов любит есть...";
  • одно слово - "Уха";
  • восклицание - "Так вот какое блюдо у рыболова любимое!";
  • призыв - "Узнайте о любимом блюде рыболова";
  • сообщение - "У рыболова есть любимое блюдо";
  • оценка - "Рыболов знает толк в еде";
  • дополнение с предлогом о - "О любимом блюде рыболова".

Эти приёмы способствуют мотивации учеников к чтению текстов, познавательной активности детей, их умению анализировать информацию, получать знания путем анализа и прогнозирования, актуализировать знания и др.

Буду рада, если вам пригодится мой материал.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".