Найти тему

Мефодьич

Оглавление
Александр Семёнов
Александр Семёнов

С начала восьмидесятых годов прошлого века и до нулевых века нынешнего на всю Кострому был только один Мефодьич.

Нет, вполне вероятно, что жили в городе и другие люди с таким редким отчеством, но кто их знал, кроме родных, сослуживцев, знакомых? А Семёнова Александра Мефодьевича знало много самого разного народу, от таксистов до финансистов.

Мефодьич – густая борода с проседью, хитрющий взгляд оценщика-хвата, басовитый, на распев голос, сигарета за сигаретой, сам весь крупный, богатырский, обхватит – не вырвешься, весь похожий на памятник Александру Третьему, трудяга-бурлак, крепкий мужик-волжанин.

Близко дружили с ним мои близкие друзья, сам-то я проходил вторым списком, редко виделись, немного говорили.

Первый раз услышал о Мефодьиче, когда работал вожатым в лагере пионерского актива «Соколёнок», и Семёнов привёз к нам своих учеников. Известно было, что он тоже истпедовец, поехал по распределению в самую глухомань, на север Костромской области, в село Павино и создал там школьный театр. По причине зудящего молодого самомнения я был уверен, что ничего интересного от каких-то там сельских ребятишек ждать не приходится, но, увидев их на сцене, сразу понял, какой же я напыщенный дурак.

Театр-студия "Друзья театра"
Театр-студия "Друзья театра"

Ребятишки, младше меня года на два – на три, читали стихи, подавая в зал каждую строчку, открывая стоящие за рифмами смыслы, держались свободно и бесстрашно – живее и правдивее заслуженных актёров взрослых профессиональных театров, которые не могли ни пукнуть, ни зевнуть, не изобразив при этом какого-нибудь внутреннего переживания.

Потом пошли разговоры, что под Мефодьича копает КГБ. Его однокурсники-истпедовцы, к тому времени уже преподававшие в пединституте, в нужный момент сказали нужные слова – и комитетчики ослабили свои усилия, удерживая, однако, объект в поле зрения. Впрочем, никаких достоверных сведений на этот счёт не имею, возможно, на деле всё было совсем иначе, но взялись же откуда-то слухи.

Мефодьич из Павино перебрался в Кострому. Помню одну особенно громкую премьеру его «Друзей театра» - так называлась студия. Ставили пьесу Аграновского «Остановите Малахова». Пропащая жизнь подростка, угодившего под суд и в колонию, заставляла вдруг вспомнить надломленность героев Достоевского, судебный очерк казался библейской притчей, музычка блатного романса вырастала в симфонию страстей. И как они играли, Боже, Боже, как они играли, эти мало что видевшие и знавшие подростки, как доверяли они режиссёру, как следовали его воле, сохраняя автономность таланта.

Александр Семёнов
Александр Семёнов

Потом началась перестройка, одни студийцы уходили, другие приходили, Мефодьич разруливал «Друзей театра», следуя своим представлениям о том, для чего театр нужен людям. Думаю, он верил, что наступило время, которое он торопил, живя в безвременье позднего СССР - тогда многие в это верили, иные и до сих пор продолжают искать благодать в непотребстве. Мефодьичу отдали - чтобы потом забрать - бывший советский клуб «Красный ткач». Когда в начале девяностых (год точно не помню, вероятно, девяносто третий) в Кострому приезжал Гребенщиков, Мефодьич зазвал его к себе.

БГ: "Кострома - мон амур"
БГ: "Кострома - мон амур"

Удивительный вечер затянулся за полночь, студийцы задавали БГ смешные и правильные вопросы, он отвечал как-то очень доверчиво, цитировал святых отцов, повторяя вслед за ними, что худший грех – это уныние, а на вопрос, есть ли в Библии смешные места, вспомнил, как в Деяниях апостолов описывается беспорядочное собрание в Ефесе, когда никто из язычников толком не знает, зачем они собрались, зато все хором кричат: «Велика Артемида Ефесская!». «По-моему, очень смешно», - сказал БГ.

Студийцы разошлись, а люди постарше сели в такси и поехали среди ночи к Ипатьевскому монастырю, и БГ ходил под монастырскими стенами и слушал про принявшего православие татарского мирзу Чета и про колыбель Романовых.

Прошло время, недолгое, и он написал «Кострома mon amour» - не было б той ночи, не было б и песни.

Мефодьич многого хотел – премьер, гастролей, признания, в конце-то концов. Он это заслужил, как никто другой из его сверстников, но Кострома вечно сдерживает самых резвых, самых нетерпеливых скакунов - кого мягко, кого жёстко, нещадно. Вроде бы никто не мешал Мефодьичу работать, только вот взрывная сила по большей части тратилась на потешные фейерверки. Впрочем, судить о том, что и зачем он ставил, могут люди, которые были рядом, я же шёл по касательной, ничего, в сущности, о его победах и бедах не зная.

Александр Семёнов и  Юрий Бекишев
Александр Семёнов и Юрий Бекишев

Году в две тысячи пятом (чуть раньше, чуть позже) мы встретились и долго, хорошо говорили о том, что надо бы встряхнуть Кострому, перевернуть здешние представления о допустимом в театре. Мефодьич собирался ставить нашу с Забалуевым трилогию «Русь немецкая», ему нравилась протяжённость истории и связь героев. Не случилось – не знаю, почему.

Нашёл в интернете чьи-то стихи:

А может, не закончилась эпоха,
И пьесам новым жить еще в веках,
И мизансценам, собранным по крохам,
В талантливых Семёнова руках…

Он умер в ноябре 2014-го – внезапно, показалось тем, кто давно его не видел. Некрологи в газетах, правильные и пустые слова о заслугах. Его положили в землю рядом с могилой матери - такой вот русский последний причал.