Найти тему
Исследование Писания

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ (ч.12): "БОЖЕ, ПОМИЛУЙ! — ТЕБЕ Я МОЛЮСЬ"

(Плач Иеремии 5:19-22)

В завершение своей скорбной песни Иеремия молится, прося Бога о трех вещах: помнить, обратить и обновить:

«Ты, Господи, пребываешь вовеки; престол Твой в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» (5:19-22).

Если эти слова положить на музыку, то три просьбы Иеремии могли бы стать припевом песни. Это просьба с надеждой, это мольба к Богу возвратить Свой народ к Себе. На протяжении всего Плача мы то и дело встречаем краткие обнадеживающие фразы, которые указывают на то, что Бог никогда не оставляет Свой народ, даже если иногда может показаться, что это не так. Давайте вместе с Иеремией пройдем дорогой выздоровления и посмотрим, откуда у него такая надежда, что Бог ответит на его просьбы.

ПОМНИ О НАС

Можно ли сказать, что Бог забыл Иудею, что Он оставил и праведных из-за грехов беззаконных? Вправе ли мы говорить, что Иеремия сомневается в Божьем желании простить, или же он признает, что беззакония Иудеи были настолько велики, что Богу нужно много времени, чтобы очистить их? Иисус молился на кресте о том же, цитируя Пс. 21:2: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46). Разве Иисус не знал, почему Он должен был страдать в одиночестве, или же Он просто так выражал Свою боль?

Мольба Иеремии не лишена надежды. Он подтверждает владычество Бога, который правит вечно. У Бога есть и сила помнить, и высшее право действовать. У Него вся власть. Его престол из рода в род. Времена могут меняться, равно как события и обстоятельства, но одно остается неизменным - это Божье всевластие. Его Слово дано всем поколениям.

У Бога Своя мера времени, и поэтому может казаться, что Он забывает нас. Он оставляет людей без Своего присутствия на достаточно продолжительное время, чтобы заставить их осознать, как сильно они нуждаются в Нем, но Он их не забывает! Ведь еще задолго до того, как пал Иерусалим, Бог уже определил тех, кто поведет их обратно к Нему. Их освобождение из неволи было уже запланировано. Иеремия знал об этом.

Бог хотел, чтобы Его народ не забыл Его. Он уже избрал двух пророков, которые должны были сохранить веру живой в течение семидесяти лет пленения. К 586 году до н.э., когда был разрушен Иерусалим, Даниил и Иезекииль были уже в Вавилоне. Даниил был переселен туда в 606 году до н.э., во время первого захвата Иерусалима. Он был среди тех, кого готовили к прислуживанию в царском дворце (Дан. 1). Девять лет спустя, в 597 г. до н.э., туда же прибыл Иезекииль. Он был наслышан о влиянии Даниила во дворце (Иез. 14:14, 20), сам же он трудился в сельской местности. Когда после сожжения Иерусалима в Вавилоне появилась новая партия переселенцев, Иезекииль стал объяснять, почему произошла эта страшная катастрофа. Более шестидесяти раз в сорока восьми главах его книги мы находим фразу: “И узнаете, что Я - Господь”. Эта фраза неизменно появляется тогда, когда речь заходит о Божьих действиях по отношению к пленникам. Даже мучительная утрата родины и свободы была предназначена для того, чтобы научить их и заставить помнить о том, что Бог - их Господь. И они не забыли этого урока. После возвращения из неволи они никогда уже больше не поклонялись идолам.

Говоря от имени Бога, Иезекииль провозглашал: “Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобою вечный союз... и узнаешь, что Я - Господь” (Иез. 16:60-62). Верен Бог! Он не забывает! Вопрос в том, не забудем ли Его мы. Сколько можно насчитать в нашей жизни дней, когда мы практически не думаем о Боге? Сколько среди нас таких, кто задвинул Бога в дальний угол своей жизни, подальше от центра, чтобы Он не мешал в каждодневных делах? Сколько таких, кто вспоминает о Боге, только столкнувшись с бедой? Не обращаемся ли мы к Богу, как к врачу, - только по крайней необходимости?

Иеремия жил в то время, когда люди стали забывать Бога. Не удивительно, что он молил Бога не забывать и не оставлять их. Одна из причин, почему мы должны воспитывать в себе привычку регулярно молиться и читать Библию, состоит в том, что это помогает нам помнить Бога. Бог знает, как легко забыть. Вдоль всего нашего жизненного пути Он расставил знаки, чтобы напоминать нам, что Он все еще существует и все еще Бог. Когда мы больше не обращаем внимания на богослужения, редко вспоминаем о молитве и не находим времени для того, чтобы позволить Богу поговорить с нами через Библию, Он может прибегнуть к более решительным мерам, чтобы привлечь наше внимание. Так давайте учиться на опыте Иудеи и Иерусалима.

ОБРАТИ НАС

Обращение к Богу - основная тема Библии. С момента грехопадения Адама и Евы в Эдемском саду (Быт. 3) и до самого конца книги Откровения Бог постоянно работает над тем, чтобы вернуть Свой народ к Себе. Слово, переведенное здесь как “обрати”, означает возвращать к первоначальному состоянию, восстанавливать. Восстановить дом - значит так заново отстроить его, чтобы ему был возвращен его изначальный внешний вид и состояние. Восстановить машину - значит вновь сделать ее такой, какая она была, когда сошла с конвейера.

Иеремия просит, чтобы Бог вернул Иудее место и положение, которое она занимала изначально в качестве избранного Божьего народа. При этом ему, возможно, вспоминается, какой была жизнь в дни великолепия Иудеи. Но, и это более важно, он просит вернуть людей к правильным взаимоотношениям с Богом. Он хочет, чтобы Бог вновь обратил их к верности и праведности. Он уже знает, что Бог выведет их из плена и восстановит их государственность. В книге своих пророчеств он писал: “Они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие” (Иер. 27:22). И далее: “Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь” (Иер. 30:17). Теперь же он останавливается на Божьем обетовании вернуть народ на его родину.

Через семьдесят лет Вавилон падет под натиском Персидской империи, и царь Персии Кир издаст указ, позволяющий пленникам вернуться на родину и восстановить храм и город (Езд. 1:1-4). Это будет “во исполнение слова Господня из уст Иеремии”. Иеремия знает, что Бог верен Своим обещаниям. Он хочет, чтобы люди тоже знали это. Он молится о том, что, как он знает, и так есть воля Божья.

“Обрати нас к Тебе, Господи!” - эта просьба и сегодня должна звучать в наших молитвах. Обращение, или восстановление, не делается раз и навсегда. Это непрерывный процесс. Над возвращением Божьего народа к Богу работал Иисус. Над возвращением людей к Богу работала новозаветная церковь. И наша работа как христиан сегодня состоит в том, чтобы восстановить истинное ученичество Иисуса в церкви и восстановить новозаветную церковь, чтобы она вновь стала такой, какой ее хочет видеть Бог здесь, на земле. Если брат отходит от Бога и отдает себя во власть греха, нам нужно “исправлять такового в духе кротости” (Гал. 6:1). В исправлении, восстановлении всего так, как того хочет Бог, - надежда мира.

ОБНОВИ НАС

Божий народ нуждается не только в восстановлении, но и в обновлении. Старое можно восстановить, но восстановленное не делается от этого новым. Иисус сказал: “Должно вам родиться свыше [родиться снова; Современный Перевод]” (Ин. 3:7). Знатному человеку, лидеру иудеев было нелегко понять, что имел в виду Иисус. Только Бог может обновить нечто старое. Это не физическое, а внутреннее омоложение духа. Давид молил Бога: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня” (Пс. 50:12). Мы должны не только признать, что один лишь Бог может обновить нас, но также с готовностью уповать на то, что Он исполнит в нас Свою волю. “А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся” (Ис. 40:31).

Духовное обновление также является непрерывным процессом. Христиане могут устать, даже если у них все хорошо. Дух так же нуждается в питании и отдыхе, как и плоть. Духу, внутреннему человеку, нужен отдых в Божьем присутствии. Однажды Иисус сказал Своим ученикам: “Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного” (Мк. 6:31). Я уверен, что этот “тихий час” нужен был не только для того, чтобы восстановить их физические силы, но и чтобы обновить их дух.

Находите время каждый день для того, чтобы просто побыть в тишине, возложить свои надежды на Бога и дать Ему поговорить с вами через Его Слово, когда вы обращаетесь к Нему в молитве. Чем больше времени вы с Ним проведете, тем больше вы уподобитесь Ему. Чем больше времени вы будете греться в свете Его присутствия, тем больше вы впитаете в себя Его природу. Подобно Моисею, чье лицо засияло, когда он побыл в присутствии Божьем (Исх. 34:29-35), весь ваш вид покажет, что вы с Богом. Начинайте день или заканчивайте его - а лучше и то, и другое - тихими минутами наедине с Господом. И Бог обновит вас!

О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

“Помни о нас, о Боже, обрати и обнови нас”. Какой чудесный припев к, в общем, печальной песне! Эта простая молитва Иеремии должна стать частью наших ежедневных молитв. Его слова напоминают нам о песне-молитве, которую мы часто поем:

Страшно бушует житейское море,
Сильные волны качают ладью;
В ужасе смертном, в отчаянном горе
“Боже мой, Боже!” - к Тебе вопию.
Сжалься над мною, спаси и помилуй!
С первых дней жизни я страшно борюсь.
Больше бороться уж мне не под силу.
“Боже, помилуй!” - Тебе я молюсь.
К пристани тихой Твоих повелений
Путь мой направь и меня успокой
И из пучины житейских волнений
К берегу выведи, Боже благой!

Временами кажется, что Бог далеко. Мы устаем, изнемогаем и падаем духом. Мир вращается так стремительно, что нам просто хочется от всего на время отойти. Перемены наступают так быстро, что мы не можем с ними справиться. Мы жаждем такого устойчивого основания, чтобы ничто не поколебало его. Божья восстанавливающая и обновляющая сила как раз и дает такую устойчивость. Наверное, именно поэтому Павел завершает свою молитву об эфесских христианах такими словами:

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20, 21).

Сойдите на время с мирской карусели. Прислушайтесь в тишине к Богу. Он может сделать вашу жизнь такой, какой она должна быть. Он может обновить вашу душу и дать вашей жизни цель, даже в беде. Он может поднять ваш дух над серостью нечестивой жизни.

Вы страдаете из-за неправедных поступков? Забрели на вражескую территорию и стали жертвой мирских соблазнов? Подвергаетесь искушениям, испытаниям и наказаниям? Бог вас помнит и хочет обратить и обновить вас. Он готов поселиться в вашем сердце и начать действовать в вас в любое время, как только вы будете готовы позволить Ему это сделать.

Церковь Христа