Утром 15 мая 1905 года отряд русский броненосцев, в который входил броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» был окружен превосходящими силами японцев. Стоявший на мостике «Апраксина» его командир капитан 1 ранга Николай Георгиевич Лишин мрачно произнес: «Ну что ж… вляпались… умрем». Броненосец и вся его команда были готовы к бою, даже сделали пристрелочный выстрел, но на мачте флагманского эскадренного броненосца «Император Николай I » взвился сигнал о сдаче. Один крейсер «Изумруд» не выполнил приказ и ушел в сторону Владивостока (о его судьбе я расскажу в одном из следующих выпусков).
Лишенный чинов, орденов и дворянства, присужденный к 10 годам крепости, бывший капитан 1 ранга Н.Г. Лишин был оставлен даже своей женой. Когда началась Первая Мировая (или как ее называли Великая) Война, он подал на Высочайшее Имя прошение о разрешении идти на фронт добровольцем — нижним чином. Разрешение было дано. Из крепости вышел седой, состарившийся человек (Н. Г. Лишин — выпуска 1877 года).
Он был назначен в Действующую армию— в артиллерию. В бытность на фронте летом 1915 года, Николай II заметил необычного вида солдата, на груди которого висели четыре Георгиевских креста. Узнав, что это бывший капитан 1 ранга Н.Г. Лишин и расспросив о подвигах, за которые ему были даны Георгии, Государь простил Николая Георгиевича и вернул ему все, что было потеряно по суду. Циркуляром Главного Морского Штаба от 17 августа 1915 г. за №507/238, подписанным Начальником Главного Морского Штаба вице-адмиралом Стеценко и старшим делопроизводителем генералом-майором Флота Григорьевым, капитан 1 ранга Николай Лишин был вновь зачислен во 2-й Балтийский Флотский экипаж.
Н.Г. Лишин скончался 16 апреля 1923 года в Югославии в городе Пожареваце.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!
Всего Вам доброго!