Сейчас практически все рейсы в России выполняются на самолётах зарубежного производства, но когда-то все использовали только советскую технику. Сам я впервые оказался на борту зарубежного самолёта только в 2009 году, это был Боинг-737-500 авиакомпании ЮтЭйр, а плотно столкнулся с эксплуатацией зарубежных самолётов уже работая в Аэрофлоте. Но история начиналась ещё в Советском Союзе.
В 1989 году, когда уже началась перестройка, произошло рабочее совещание Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности. МГА внезапно поинтересовалось разработками МАП, а когда те выложили свои проекты в виде Ту-204 и Ил-96, они были раскритикованы за их несоответствие потребностям МГА, после чего поступило наверх обращение о возможности заказа самолётов А-310-300 для нужд МГА.
А-310-300 – самая большая версия самого маленького широкофюзеляжного самолёта. Была сертифицирована для трансатлантических перелетов. Из особенностей самолёта – последний самолёт Airbus , оснащённый штурвалом, а также единственный тип, оснащённый одноврменно и ЖК и электромеханическими системами индикации. Единственный отечественный широкофюзеляжный самолёт – Ил-86 имел недостаточную дальность полёта и слишком большую вместимость, а промежуточного самолёта не было. Дальнемагистральные рейсы выполнялись только на Ил-62М, который уже начал устаревать в то время, поскольку вмещал недостаточно пассажиров (был узкофюзеляжным) и имел высокий удельный расход топлива даже по тем временам.
В 1992 году объединённые авиаотряды получили возможность выходить из объединённого Аэрофлота. Так одновременно возникло более 400 перевозчиков. С брендом «Аэрофлот» попытались устраивать различные опыты только Центральное управление международных воздушных сообщений, которое было базовым авиаотрядом в Шереметьево. В настоящее время несколько раз переорганизовано и переименовано и сейчас называется ПАО «Аэрофлот». Так вот, специально под А-310 ЦУМВС подали заявление на создание нового эксплуатанта – «Российские авиалинии». Компоновку заказали в 3 классах – 12 – первый класс, 35 – бизнес и 138 мест экономического класса, итого широкофюзеляжный самолёт вместимостью 185 пассажирских кресел (меньше чем у нынешнего Боинга-737-800, однако не стоит сравнивать комфорт перелетов 90-х и нынешний). Все самолёты имели французскую регистрацию.
Первые самолёты были готовы к поставке ещё в 1991 году, однако развал Советского Союза и последующая коммерциализация объединённых авиаотрядов задержали поставку до лета 1992 года. Но первые два месяца ещё только происходила обкатка самолётов, когда они по ночам кружили в воздухе между Шереметьево и Ярославлем, а в августе состоялся первый рейс в Гонконг. Потом производилась эксплуатация только на международных рейсах, причём строго за пределы СНГ. Сначала обслуживание производилось под контролем немецких специалистов, но уже в 1993 году были получены допуски на выполнение оперативного и периодического ТО ИТП Шереметьево.
23 марта 1994 года произошла авиакатастрофа под Междуреченском, когда командир одного из А-310 посадил за штурвал своего сына, который случайно отключил автопилот, сдвинув штурвал по продольной оси, чего не заметил экипаж, а когда уже заметил было поздно и самолёт врезался в гору. После данной авиакатастрофы авиакомпанию «Российские авиалинии» закрыли, а самолёты передали в «Аэрофлот – Российские международные авиалинии», как тогда переименовалось ЦУМВС.
Начиная с 1995 года в «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» передали ещё 9 А-310, но все они были со вторичного рынка. Причём тогда рынок не был особо наводнён техникой, а самолёты поступили от различных предыдущих эксплуатантов. Именно кастомизация предыдущих владельцев стала головной болью авиакомпании в то время. Родные самолёты, заказанные МГА, оснащались самыми мощными двигателями от General Electric - CF6-80C2A8, аналогичными оснащались в то время Боинги-747/767, а также Airbus -300/310/330/340, DC -10, MD -11, C -5A . Это один из самых удачных двигателей в гражданской авиации, который производится до сих пор, начиная с 1971 года. На основе него GE создали турбогенераторы для газовых электростанций, а также основной двигатель для самолётов семейств А-320 и Boeing -737Classic /NG , а также последних версий А-340 и DC -8 – CFM -56.
Из Дельты поступили 4 А-310 с двигателями уже Пратт Уитни – PW 4152 и 3 А-310 с вариантом PW 4156A . Последние 2 машины пришли, полетав в нескольких авиакомпаниях, с менее мощной версией CF6-80C2A2, с нестандартными колёсами и без дополнительного топливного бака. Всего поступило 14 самолётов первого в России типа зарубежных самолётов.
Самолёты пролетали во флоте национального перевозчика до 2005 года, застав ввод во флот других зарубежных самолётов – Боинг-777-200ER , Боинг-767-300ER , Боинг-737-400, А-319/320/321. Через три года после передачи нескольких А-310 во флот авиакомпании Сибирь произошла катастрофа. 9 июля 2006 года на самолёте F -OGYP из второй партии полученных А-310 при посадке один из двигателей вышел на взлётный режим, что привело к съезду с полосы и столкновением с постройками на скорости более 200 км/ч. 3 самолёта были разобраны на запчасти, 6 самолётов находятся сейчас в законсервированном состоянии (3 в Карачи, Пакистан; 3 в Викторвилле, США). 3 самолёта из самой первой партии до сих пор трудятся, однако переделанные в грузовой вариант, в ULS Airlines Cargo , Турция.
-------------------------------------------------------------------------------
Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/150081.html
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.