Найти в Дзене
Капитан A320

"Грубая" посадка - почему это - хорошо?

Не секрет, что большинство пассажиров оценивают мастерство пилотов по мягкости посадки. Да и сами пилоты, чего уж там, поступают так же. Вот мы еще летим, вот зашуршали колеса по бетону, и вот мы катимся - красота? Вспомним еще Василия Васильевича Ершова - "Колеса многотонной машины коснулись полосы так, как касаются друг друга губы влюбленных!" Вот это - да, вот это мастерство! Однако, не все так радужно в реальной жизни... и иногда посадки получаются довольно чуствительными для пассажиров. Кстати, занудные поборники традиций любят говорить, что "в авиации нет термина жесткая посадка, есть термин грубая посадка". Так вот нам на это плевать - как хотим так и называем - смысл от этого не меняется. Однако, почему вообще так бывает? Пассажиры обычно говорят так: "Точно молодой второй сажал - вона как об полосу шмякнул!" Иногда они даже правы - возможно и такое.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но не всегда. Очень часто вот такие жесткие посадки выполняются вполне сознательно. На это есть несколько причин:

1. Версия запущенная в народ небезызвестным Летчиком Лехой - Алексеем Кочемасовым: нужно пробить слой осадков на полосе. Ну что ж - логично. Все знают, что такое аквапланирование и все знают, чем это грозит. Если же колеса сразу пробьют слой воды или слякоти и коснутся покрытия ВПП - то этой проблемы можно избежать. Казалось бы - но ведь потом самолет все равно может всплыть? Скорее всего нет, и поможет в этом:

2. Автоматический выпуск спойлеров. Спойлеры при выпуске делают несколько полезных дел сразу - они уменьшают подъемную силу крыла и создают очень большое сопротивление, помогая самолету остановиться. Но дело в том, что автоматический выпуск спойлеров происходит по сигналу обжатия стоек шасси. Понятно, что чем раньше они выйдут, тем лучше, а для ускорения этого процесса нужно поскорее обжать шасси. Как? Посадив самолет достаточно жестко.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

3. Реверс тяги двигателей, на современных самолетах, включается также по обжатию стоек. Согласен - где-то это не совсем так, но в целом - на большинстве типов именно так. Так что... хотим эффективное торможение - не притираем самолет к полосе.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

4. Автоматическое торможение. Оно тоже начинается по сигналам от датчиков обжатия стоек шасси. Почему автоматическое? Так безопаснее - дело в том, что тормозами мы управляем при помощи педалей, причем левая отвечает за тормоза колес левой стойки, а правая - правой. При неравномерном нажатии (или разном покрытии под левыми и правыми колесами) возможен разворот. Автоторможение от этих проблем избавляет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

5. Ну и о вреде мягкой посадки. Дело в том, что глиссада оканчивается всегда в районе посадочных знаков-это минимум 200-300 от торца. А сам торец полосы проходится на высоте 50 футов - 15 метров. То есть целиться точно в торец полосы не получится, это неправильно. А как добиться мягкой посадки? Нужно максимально уменьшить вертикальную скорость - выравнивание, потом выдерживание... И для супермягкой посадки выдерживание-то как раз будет достаточно длинным. А вот горизонтальная скорость при этом никуда не исчезает, то есть самолет несется к дальнему концу полосы на высоте нескольких сантиметров от земли, при этом не тормозя. Так ведь можно и доиграться, особенно на короткой полосе. Половину полосы просвистели, а остатка... не хватит для торможения. В результате - хотели сесть помягче, но никак не сели вообще - пришлось уйти на второй круг...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но на самом деле не все так мрачно, большинство посадок совершается с перегрузкой от 1,1 до 1,3, то есть достаточно мягко. В то же время, этого вполне достаточно для обжатия стоек и уверенного начала вышеописанных процессов. Для сравнения, при "идеально мягкой посадке" перегрузка будет чуть больше 1, а для того чтобы пассажиры возмутились, нужно хотя бы 1,5. Так что - летайте с удовольствием!