Наконец, «застольный» период подготовки проекта #фильм2105 завершился, теперь предстояло поработать с актёрами на площадке. Я изначально предполагал, что эта задача окажется самой сложной, ведь операторский и режиссёрский взгляд на актёров в кадре существенно отличаются. В реальности всё оказалось ещё менее однозначно.
Хотя у меня была небольшая, но всё же команда, многие задачи мне предстояло выполнять самостоятельно. Практически сразу я отмёл идею заниматься ещё и звуком (поначалу такая мысль была, каюсь), и пригласил хорошего звукорежиссёра. Статичные планы без перевода фокуса помимо художественного аспекта должны были разгрузить моё внимание: я планировал выставить кадр и следить только за тем, что в нём происходит, а не контролировать композицию во время съёмки. Длительные репетиции и объяснение задач также сыграли на руку. Оба актёра знали, что нужно делать, оставалось только смотреть в монитор и слушать в наушниках, всё ли они делают правильно.
Предсказуемые сложности возникли с актёром–непрофессионалом. Хотя роль была написана под него, реплики и действия отрабатывались так, чтобы он мог вести себя максимально естественно, Миша начинал «плюсовать».
Почти в каждом сериале, например, «Psych», «Castle», «Supernatural», да даже в «Интернах» есть серии, где герои оказываются на съёмочной площадке. Их персонажи, далёкие по роли от мира кино, начинают дико перигрывать. Раньше мне казалось, что это такой гипертрофированный приём, но люди, не являющиеся профессиональными актёрами, именно так и ведут себя на камеру!
К счастью, половину экранного времени Миша проводит за рулём. Это оказалось прекрасным подспорьем в поддержании образа персонажа, так как большая часть его внимания уходила на управление автомобилем. На ярко выраженное «актёрство» концентрации не хватало, а именно этомне и было нужно. В сценах, где Миша не вёл машину, добиться нейтрально–спокойного состояния его персонажа было гораздо сложнее, особенно после нескольких дублей. Как бы ни были похожи реакции живого человека на модели поведения его экранного образа, повторять их из дубля в дубль — сложная задача для человека, не занимающимся этим постоянно.
С профессиональным актёром всё также было не так легко, как на репетициях. На площадке постоянно возникали моменты, которые просто нереально просчитать заранее, и приходилось вносить небольшие поправки, держа в голове всю картину. Помимо этого я допустил серьёзную ошибку. В кадрах из салона автомобиля, где просто невозможно было разместить ещё и ассистента с хлопушкой, я попросил актёра хлопать и объявлять номер кадра. Он достойно справился с этой задачей, но после съёмок попросил больше так не делать, потому что отвлекаясь перед началом кадра, сложно вернуться в игровое состояние. Отсматривая материал, я понял, что начало многих дублей вышло слабее, в том числе по этой причине.
В целом, работать с актёрами было просто, пока всё укладывалось в рамки отрепетированного материала. Но когда возникала необходимость вносить коррективы, я ощущал некий ступор, наверняка, знакомый всем начинающим режиссёрам. Что–то не нравится, а что именно — непонятно. Та самая классическая фраза:«Всё хорошо, но ещё дубль». Вслух я этого, конечно же, не говорил, но, признаюсь, желание порой появлялось.
Побочным эффектом неопытности были смешанные чувства радости от удачного дубля и лёгкая паника от того, что я не понимаю, как объяснить, что именно мне понравилось, и на чём сделать упор при съёмке следующего кадра.
Тем не менее, судя по материалу, мне удалось добиться поставленных задач. Ценой борьбы с неумолимо утекающим съёмочным временем и внесением изменений в КПП на ходу. Об этом ценном для себя опыте я расскажу в следующей части.