Найти тему
Авиационное обозрение

Первые военные самолеты разработки И. Г. Немана.

Оглавление

Приветствую. Не так давно на нашем канале вышел обзор по первому советскому скоростному пассажирскому самолету ХАИ-1, который был создан под руководством авиационного конструктора И. Г. Немана (Ссылка на статью). Для начала тридцатых годов это была достаточно перспективная машина, которая привлекла к себе интерес военных ведомств. И это в корне поменяло планы по созданию новых фронтовых разведчиков. Конструкторскому коллективу И. Г. Немана было поручено приступить к разработке машин военного назначения, которые смогли бы заменить устаревшие многоцелевые разведчики бипланы. Первым таким самолетом стал ХАИ-1ВВ. Изначально конструкторы и военные решили пойти по пути наименьшего сопротивления и переделать конструкцию гражданского ХАИ-1 под военные нужды. И вот что из этого вышло.

Рисунок многоцелевого разведчика ХАИ-1ВВ. Источник: http://авиару.рф/
Рисунок многоцелевого разведчика ХАИ-1ВВ. Источник: http://авиару.рф/

Многоцелевой разведчик ХАИ-1ВВ.

Соответствующие тактико-технические требования были подготовлены в НИИ ВВС в августе 1933 года. Согласно этим требованиям новый самолет должен был решать задачи разведчика и ближнего бомбардировщика. Его максимальная скорость должна была составить не менее 280 км/ч, а дальность полета около 820 км при бомбовой нагрузке в 400 кг. По сути требовалось решить комплекс задач по размещению вооружения (в том числе и оборонительного) и фотооборудования. Соответственно проводилась общая перекомпоновка (прежде всего в пассажирском салоне и грузовом отсеке) и вносились изменения в основные функциональные системы самолета. Для проведения плановой фотосъемки установили аэрофотоаппарат АФА-13. Ввиду того что коллектив ХАИ не имел опыта работы с системами вооружения (требовалось разработать шкворенные пулеметные установки и бомбодержатели), к этой работе были привлечены сторонние организации. Общая проектная документация по военному варианту была подготовлена в кратчайшие сроки. В декабре 1933 года был утвержден деревянный макет машины, а уже в начале 1934 года построили первый опытный прототип. На заводских испытаниях ХАИ-1ВВ показал максимальную скорость в 320 км/ч, что даже превысило характеристики заданные по требованиям. Летчиком-испытателем на заводских испытаниях был Т. С. Жуков. Однако возникли проблемы с системами вооружения (частые отказы). Их доводка занимала много времени. На государственные испытания самолет был передан только в июле 1934 года. Известно что ведущим летчиком-испытателем на них был П. М. Стефановский.

Многоцелевой разведчик ХАИ-1ВВ. Источник фото: http://авиару.рф/
Многоцелевой разведчик ХАИ-1ВВ. Источник фото: http://авиару.рф/

Закончились они неудачно из-за так и нерешенных проблем с вооружением. Самолет был направлен на доработку. В связи с неоднократными переносами производства базового гражданского варианта с одного завода на другой, работы по доводке военной модификации затягивались. На повторные государственные испытаний машина вышла только через год. К этому времени уже активно велись работы по более совершенным изделиям. Поэтому программа разработки ХАИ-1ВВ уже не была в приоритете. Испытания проводились летчиками И. П. Белозеровым и П. М. Стафановским. К плюсам машины отнесли хорошую управляемость и высокие летные данные. Замечания по применению бомбардировочного вооружения были устранены, чего нельзя было сказать о работе пулеметных установок. В конечном итоге работы по военной модификации ХАИ-1ВВ свернули, а прототип продолжали использовать в качестве учебного пособия. Полученный в ходе разработке ХАИ-1ВВ опыт был учтен при создании новых военных самолетов. Практически параллельно начались изыскания по двум схожим проектам. Это ХАИ-5 (более известный как Р-10), впоследствии принятый на вооружение и строящийся серийно, а также ХАИ-6. Первый из них являлся многоцелевым разведчиком, а второй планировалось создать в качестве узкоспециализированного скоростного разведчика, без установки оборонительного вооружения. Проект Р-10 мы рассмотрим более подробно позже, а сегодня остановимся на ХАИ-6.

Фоторазведчик ХАИ-6.

Информации по этому проекту не так много. Для советской авиации концепция невооруженного скоростного самолета была новым направлением. Основная защита подобной машины заключалась в высоких скоростных показателях, что позволило бы уходить от истребителей противника. Разработчикам требовалось решить комплекс задач по качественному улучшению скоростных показателей самолета путем установки более совершенного двигателя, а также выполнения работ по снижению аэродинамического сопротивления. В тоже время необходимо было обеспечить корректную работу разведывательного фотооборудования на высоких скоростях. Ведущим конструктором на теме ХАИ-6 был С. Я. Жолковский. Уже к концу 1933 года был подготовлен первый вариант эскизного проекта. Однако его отклонили и отправили на доработку. После выполнения перерасчетов под новую силовую установку, эскизный проект был повторно направлен в НИИ ВВС. В феврале 1934 года он был утвержден, после чего началась постройка макета для рассмотрения макетной комиссией.

Схема фоторазведчика ХАИ-6. Источник: http://авиару.рф/
Схема фоторазведчика ХАИ-6. Источник: http://авиару.рф/

Согласно расчетам самолет должен был обладать максимальной скоростью в 450 км/ч при высоте полета в 4000 метров, практическим потолком в 10000 метров и дальностью полета до 1000 км. Для середины тридцатых годов это были выдающиеся характеристики. Разведчик ХАИ-6 представлял собой двухместный цельнодеревянный моноплан с низкорасположенным крылом и классическим типом оперения. Фюзеляж типа монокок. Шасси убирающиеся. В состав механизации неразъемного крыла входили элероны и закрылки. Установленное на самолете фотооборудование позволяло осуществить как плановую, так и перспективную фотосъемку. В качестве двигательной установки использовался мотор Wright Cyclone R-1820 F3 (в Советском Союзе выпускался по лицензии под обозначением М-25).

Авиационный двигатель М-25. Источник фото: http://авиару.рф/
Авиационный двигатель М-25. Источник фото: http://авиару.рф/
Для справки. Двигатель Wright Cyclone R-1820 F3 (М-25). Представлял собой однорядный девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения. Рабочий объем всех цилиндров составлял 29,79 литров. Номинальная мощность базового варианта (на высоте 2000 метров) составляла 700 л. с. при 1950 оборотах в минуту. Сухой вес двигателя без редуктора равнялся 435 кг. В Советском Союзе М-25 являлся одним из самых массовых моторов второй половины тридцатых годов. Отличался простотой и надежностью. В различных модификациях выпускался вплоть до 1942 года. Всего было изготовлено около 14000 экземпляров. Применялся на самолетах семейства И-16, И-15бис, Р-10, ДИ-6, КОР-1 и других.

После утверждения макета началось строительство опытного прототипа. В силу различных причин постройка затягивались и срок начала заводских летных испытаний неоднократно переносился. Первый полет состоялся только 15 июня 1935 года. Пилотировал машину летчик-испытатель Б. Н. Кудрин. Известно что разведчик прошел весь цикл заводских испытаний и показал достойные результаты. Максимальная скорость самолета достигла значений в 429 км/ч. Однако руководство ВВС резко изменило требования к новому самолету. Решено было оборудовать машину оборонительной стрелковой установкой. Это привело к необходимости существенного изменения конструкции. Рассматривались разные варианты размещения вооружения, но независимо от них, это приводило к снижению летных характеристик. В конечном итоге от дальнейшей разработки этого проекта решено было отказаться. Идея невооруженного скоростного разведчика не была реализована. Все усилия конструкторского коллектива были направлены на разработку проекта ХАИ-5 (Р-10). Некоторые основные летно-технические характеристики ХАИ-6 приведены в таблице на скриншоте ниже.

Некоторые ЛТХ фоторазведчика ХАИ-6.
Некоторые ЛТХ фоторазведчика ХАИ-6.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://www.airwar.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга Техническое описание мотора М-25, книга В. Р. Котельников. Отечественные поршневые моторы, книга В. А. Багратионов. Крылья России.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).