На Югорском полуострове, там, где Полярный Урал заканчивается хребтом Пай-Хой, располагается маленький посёлок с большой историей. Улететь отсюда можно только воздушным транспортом 4 раза в месяц. Или проехать вездеходом 350 км до Воркуты по тундре, а там уже уехать поездом.
Советский период
Основали поселение ещё в 1933 году, когда было найдено очень важное для страны месторождение минералов, необходимых для металлургии и химической промышленности. Для добычи плавикового шпата был построен рудник, что позволило отказаться от иностранных закупок.
Развивался вместе с ним и посёлок. Назвали его красивым именем «Амдерма», что в переводе с ненецкого означает «лежбище моржей». Когда-то они действительно приплывали во множестве. Но рядом с человеком жить невозможно, поэтому сейчас лишь изредка (по старой памяти, что ли?) заплывают одиночные особи.
После войны были открыты более перспективные месторождения шпата, поэтому Амдерминский рудник закрыли. Но посёлок продолжал развиваться, как база освоения Арктики.
У военных построили новейшую радиолокационную станцию. Долгие годы работало строительное управление. Специалисты занимались изучением погоды и вечной мерзлоты. У «мерзлотников» для проведения опытов имелись особые подземные помещения. До сих пор потенциал станции высоко оценивают специалисты из МФТИ.
Рядом с поселением располагался авиационный полк истребителей. Порт Амдерма оставался одним из важнейших пунктов Севморпути. К 80-м годам население посёлка вместе с военными превысило 15 тысяч жителей. Амдерма процветала. На некоторое время открывался рудник, планировалась добыча щебня.
Жилой фонд составляли двух и трёхэтажные деревянные и кирпичные дома, обеспеченные отоплением, канализацией, горячей и холодной водой. Хотя каждая организация имела свою инфраструктуру, в случае внештатных ситуаций все объединялись и сообща решали проблему.
Новые времена
Когда распался Советский Союз, посёлок стал стремительно умирать. Первыми перевели военные гарнизоны. Затем ликвидировали мерзлотную лабораторию и экспедицию нефтеразведки. Строительное управление и морской порт продержались до начала 2000-х. Благодаря самоотверженной работе местных руководителей посёлок всё же удалось сохранить.
В наши дни он является он является закрытой пограничной зоной. В посёлке постоянно проживает менее тысячи человек, что весьма неплохо для арктических территорий. Они обеспечивают собственное существование вдали от «большой земли».
Работает котельная на жидком топливе, школа, детский сад, почта, два магазина с сумасшедшими ценами и фельдшерский пункт. На случай аварий имеется дизельная электростанция. Действует своя администрация. Жива метеостанция. В хорошем жилом состоянии поддерживаются полтора десятка домов. Отлично принимает сигнал сотовая вышка МТС.
Пока в посёлке есть дети, он жив. Пусть в наши дни только по одному классу каждой параллели, но хотя бы по 2-3 ученика в нём остаётся. Жива школа и построен новый детский сад.
В 2016 году поставили 4 ветроэнергетических установки, которые должны были синхронизировать с тремя дизель-генераторами, но это не удалось. Обеспечение электричеством и теплом осталось на прежнем уровне. Основные угрозы посёлка сегодня – возможные аварии в котельной, на водоводе или электростанции. Арктический обособленный посёлок не то место, где можно просто сходить в магазин за всем необходимым. Особенно остро вопрос зимнего выживания стоит примерно с 2015 года.
Главный смысл поддержки посёлка – иметь поселение России в этой части Арктики. Но серьёзно думают и о перспективах. Рядом в хорошем состоянии остаются аэродром и морской порт, что очень удобно для возвращения военных и разработки крупных нефтяных и газоносных месторождений.
Хотя рейсы с большой земли приходят не часто, обновлённый аэропорт не стоит без дела. Здесь приземляются вертолёты нефте-газовиков, оленеводов развозят по дальним стойбищам, жители передвигаются между крупными посёлками. Порт требует серьёзной очистки от металлолома, что производится.
Удивительные люди и природа
Главным богатством посёлка остаются его люди. Те, кто остался в тяжёлые 90-е годы, сумел выжить и даже наладить определённый комфорт в быту для будущих поколений. Каждый, кто приезжают в Амдерму с «большой земли», как будто оживает в кругу этих простых и очень доброжелательных людей.
Они не стремятся покидать посёлок. Когда в первые годы 2000-х проводился вопрос о желании переселиться на «большую землю», подавляющая часть жителей высказалась против. Может быть потому, что они привыкли к этим бескрайним просторам тундры, живописным чёрным скалам, обрывающимся в Карское море с правой стороны от реки Амдерминки и даже белым медведям, часто проходящим рядом с посёлком по пути своей миграции.
Жители не хотят уезжать и ещё надеются, что их труды по поддержанию посёлка не пройдут даром. Когда В. Путин в числе земель, который нужно очистить от отходов жизнедеятельности советских военных, назвал и их Андерму, надежда возродилась с новой силой. Ведь на здешнюю взлётно-посадочную полосу могут приземляться стратегические бомбардировщики, недалеко (на Новой Земле) есть закрытые военные части, а через Северный полюс вообще идёт самый короткий воздушный путь в западное полушарие. Надеются и на нефтяников.
Как оно будет, покажет время. Но таких посёлков, как Амдерма, осталось мало. И ими стоит дорожить.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал