На этом канале уже выходили исторические публикации о смешанных браках в имперской России: о татарских дворянах и их семейных историях, о женитьбе татар на иностранках, но встречались ведь межконфессиональные брачные союзы и в самой стране, и среди менее привилегированных слоев населения. Как относились в мусульманском обществе к таким бракам?
К смешанным бракам большинство дореволюционных татар относилось с осуждением.
Так, в начале XX века житель Татарской слободы Казани, представитель известного купеческого рода – Ибрагим Айтуганов (1878 г.р.) женился на русской девушке. Вскоре молодой семье пришлось переехать в другую часть города, не все жители слободы приняли поступок Ибрагима. Особенно тяжело отреагировали его ровесники, ближайшие друзья. «Это мелкое событие, но для татарской молодежи – черное событие», – отмечал в одном письме писатель Фатих Амирхан. Схожего мнения был и поэт Габдулла Тукай.
Несмотря на осуждение единоверцев, Ибрагим Айтуганов действовал в рамках шариата. Ведь Коран допускает смешанные браки, но только для мужчин. Мусульманину разрешалось жениться на христианках и иудейках. Например, после ряда конфликтных ситуаций связанных с невестами-еврейками, в 1898 году Оренбургским магометанским духовным собранием было даже официально подтверждено разрешение на браки мусульман с иудейками. Но это совсем не означало одобрения таких браков со стороны общественности. Да и законы Российской империи не всегда не совпадали с мусульманским правом.
Официальные браки мусульман и христиан допускались лишь в том случае, если иноверец (мусульманин) принимал крещение. Поэтому такие союзы встречались редко.
Хотя муллы, вопреки запрету таких семейных союзов российским законодательством, проводили мусульманские бракосочетания. Так, в 1910 году при проверке деятельности Оренбургского магометанского духовного собрания выяснилось, что руководство религиозного учреждения не раз прикрывало дела о муллах, совершивших браки мусульман с православными. Скорее всего, и Ибрагим Айтуганов женился по мусульманскому обычаю (был совершен никах), а по российскому законодательству его супружество являлось сожительством.
Якуб и Василиса
Больше десяти лет считался сожительством брак представителя известной предпринимательской фамилии из Симбирской губернии, потомственного почетного гражданина Якуба Тимербулатовича Акчурина и крестьянки деревни Силаевка Карсунского уезда этой же губернии Василисы Семеновны Рождествиной. В 1899 году у них родилась дочь Александра. На момент регистрации брака в 1910 году в семье уже воспитывалось шестеро детей: Александра, Клавдия, Владимир, Георгий, Елизавета, Виктор. Все они были зарегистрированы как незаконнорожденные дети В.Рождествиной и крещены в Троицкой церкви села Троицкого Карсунского уезда.
Василиса Семеновна и Якуб Тимербулатович сумели зарегистрировать свой брак лишь по лютеранскому обычаю. 7 июня 1910 года они сочетались браком в Евангелическо-Лютеранской церкви Святой Марии в Симбирске. На тот момент «молодоженам» было по 35 лет.
Жениха записали как магометанина, а невесту как евангелическо-лютеранского исповедания. При усыновлении собственных детей супруги дали письменное обещание, что воспитывать будут их исключительно в православной традиции и никоим образом не будут «совращать» в свои религии. Лишь при таких условиях семья Якуба и Василисы обрела законный характер.
Фахрелислам и Маргарита, Фахрелислам и Суфия
Иногда потенциальные татаро-русские брачные союзы встречали столь сильный отпор у ближайшего окружения, что влюбленным ничего не оставалось как пересмотреть свои планы. Иногда такие решения принимались после серьезных раздумий.
Очень показательна история общественного деятеля и издателя татарского детского журнала «Ак юл» Фахрелислама Агиева. В юности он был увлечен русской девушкой Маргаритой. Они росли вместе в Пензенской губернии, детская дружба переросла во влюбленность. Хотя родители – отец-мулла и мать-абыстай - очень переживали по поводу увлечения сына, влюбленный был неумолим. Женюсь и всё!
Позже Ф. Агиев признавался, какое большое влияние оказали на него слова ровесника, писателя и историка Газиза Губайдуллина. Он сумел убедить романтично настроенного юношу в том, что русская дворянка Маргарита любит лишь самого Фахрелислама, но никогда не сможет полюбить его народ, культуру и даже разговаривать о делах, например, о журнале «Ак юл», в собственном доме ему придется на русском языке, чтобы не обидеть любимую непонятной её слуху речью. Кстати, сын казанского купца Газиз Губайдуллин приходился еще и двоюродным братом Ибрагиму Айтуганову, поэтому знал о проблеме не понаслышке.
Очевидно, для увлеченного идеями национального прогресса и развития татарской культуры Фахрелислама Агиева слова ровесника Газиза Губайдуллина показались более убедительными, нежели мольбы стариков-родителей. Через некоторое время он женился на Суфие Кулахметовой, родной сестре писателя Гафура Кулахметова.
Читайте также:
СВЕТЛЫЙ ПУТЬ татарского денди ФАХРЕЛИСЛАМА АГЕЕВА
Смешанные браки у татар в XIX веке: дворянский интернационал