Найти тему
Hyundai XTeer

Made in Russia: почему и что не так с локализованным импортом

А помните, каким вкусным раньше было пиво Heineken? Ещё бы: настоящее немецкое пиво! Однако в какой-то момент производство пенного напитка локализовали в России, и всё бы хорошо - да "изюминка" куда-то пропала. То ли причина в местной воде, то ли ещё в чём-то, но результат мы с вами все хорошо знаем: истинные ценители бренда Heineken в нашем отечестве теперь его не покупают. 

Да что там пиво - шоколад! Куда делась та Milka, за плитку которой можно было и душу отдать? Сейчас шоколадка в знакомой упаковке продаётся в каждом магазине, стоит недорого, но по вкусу значительно уступает той самой, привезённой из Европы. 

Впрочем, что мы всё о еде да о еде? Одежда, обувь, техника и даже бытовая химия, - что ни возьми, а сделанные в РФ копии хоть в чем-то, но уступают своим импортным оригиналам. Не зря многие жители Санкт-Петербурга и окрестностей предпочитают «шопиться» в соседней Финляндии, потому что даже Fairy оттуда им кажется лучше. Почему они не покупают средство для мытья посуды с таким же названием в любом супермаркете поблизости от дома? Вот-вот... 

Так что же такого происходит с импортной продукцией, как только её производство локализуют в России? Ведь, казалось бы, благое начинание: сделать импортные товары доступнее для россиян…

Попытаемся объяснить на примере моторных масел.

Рецептура та же, а на выходе - другой продукт...
Рецептура та же, а на выходе - другой продукт...

Из импортного - только лицензия

Всё дело в том, что локализация производства – это не просто перенос части производства на определённый для этих целей завод. Это также частичное либо полное замещение поставщиков сырья и оборудования в пользу местных производителей. Так, например, локализованные продукты Shell и Total производятся с применением базовых масел российского производства. А в ближайшем будущем, скорее всего, полностью перейдут на формулы с применением базовых масел только российского производства, за исключением продуктов с PAO.

Причина проста – политика локализации и курс на импортозамещение и сокращение издержек. Благо, российские НПЗ постепенно модернизируются, что позволяет им нарастить выпуск масел II и III групп. Это базовые масла высокой степени очистки, получаемые путем гидрокрекинга – метода получения нефтепродуктов с использованием водорода и под высоким давлением. Данная технология широко применяется на продвинутых НПЗ в развитых странах, тогда как в России почти нет таких предприятий – их единицы. 

Вот, например, на Омском НПЗ в настоящее время завершается строительство комплекса глубокой переработки нефти, основой которого станет как раз установка гидрокрекинга. Подробно об этом можно почитать в статье «Базовый рынок» журнала «Сибирская нефть» (№176, ноябрь 2020). И вот что интересно: несмотря на то, что лицензиар технологического процесса — американская ExxonMobil Catalysts and Licensing, в качестве генерального проектировщика комплекса выступает российская инжиниринговая компания «ПМП». Поставщики ключевого технологического оборудования — реакторов гидроподготовки, изодепарафинизации, гидрофинишинга — также российские предприятия «Волгограднефтемаш» и «Уралхиммаш». 

Заводов, внедривших у себя технологии производства базовых масел высокой степени очистки, в РФ считаные единицы
Заводов, внедривших у себя технологии производства базовых масел высокой степени очистки, в РФ считаные единицы

О чем это говорит? С одной стороны, можно порадоваться за отечественную нефтехимическую промышленность. С другой, технологии, о которых идёт речь, как и само оборудование, в развитых странах уже давно внедрены и доведены до совершенства. В той же Южной Корее, которая сегодня является одним из мировых лидеров по производству высококачественных базовых масел, практически нет НПЗ, производящих базовые масла I группы. Все предприятия, включая собственницу бренда HYUNDAI XTeer - компанию Hyundai Oilbank, давно и массово производят базы II и III групп и уже активно идут в своих разработках дальше. А такой гигант, как SK, вообще является основным мировым поставщиком масел III группы.

Завод компании Hyundai Oilbank - передового поставщика базовых масел II и III групп
Завод компании Hyundai Oilbank - передового поставщика базовых масел II и III групп

Это нужно иметь в виду, сравнивая смазочную продукцию раскрученных мировых брендов, локализовавших производство в РФ, с импортной продукцией, которая не так раскручена, но зато попадает на наш российский рынок непосредственно из-за рубежа. Да-да, конечно, мы имеем в виду масла HYUNDAI XTeer из Южной Кореи, в происхождении которых всё предельно ясно: целиком и полностью произведённые на мощностях компании Hyundai Oilbank, они импортируются прямиком на склад Единого импортёра в России. Никакой локализации, ипротозамещения и местного розлива. Что залил в канистры завод – то и попало в двигатель к конечному покупателю. 

И наоборот, покупая моторное масло в канистре с логотипом известной марки, стоит обратить внимание на место его фактического производства – возможно, это тот самый локализованный продукт.

Качественный ли он? Пожалуй, да. Является ли он абсолютным аналогом импортного продукта в такой же канистре и с тем же названием? Конечно, нет.